На прошлой неделе права человека и свобода слова в Азербайджане были не то, чтобы отправлены в нокдаун, но в очередной раз хорошенько потрепаны. Журналист Расим Алиев был забит до смерти за то, что раскритиковал соотечественника- футболиста клуба «Габала» Джавида Гусейнова, который показал неприличный жест кипрским болельщикам. Нашлись азербайджанские депутаты и общественные деятели, которые обвинили в ситуации самого журналиста, мол надо думать, что пишешь в Фэйсбуке. Глава Совета прессы Азербайджана Афлатун Амашев в свою очередь заявил, что случившееся «некоторые силы хотят показать, как пример отсутствия в Азербайджане свободы слова».
Замечу, «некоторым силам» особо напрягаться для этого не приходится, правящий в Азербайджане режим сам вполне справляется со своей дискредитацией. Чего стоит приговор чете правозащитников Лейле и Арифу Юнус, которых посадили на 8,5 и 7 лет. Причем все понимают, что с таким критическим состоянием здоровья до выхода на свободу они вряд ли доживут. Понимают это и представители международных структур и правозащитных организаций, опубликовавших дежурные заготовки о «крайней обеспокоенности» и «призывах выпустить» супругов из тюрьмы. Причем и те, и другие понимают абсолютную бесполезность своих действий.
Кстати, дело о «шпионаже в пользу Армении», собственно которое и стало основным предлогом их ареста, пока даже не рассматривалось в суде. Срок Юнусы получили только за «финансовые махинации». В стране, которая занимает одно из лидирующих мест в мире по коррумпированности, такая «показательная порка» выглядит, как минимум смешно. Хотя процесс по «армянским шпионам» будет выглядеть не менее глупо. Юнусы, в принципе не имевшие доступа к гостайне, даже при желании не могли передать армянской стороне сколько-либо ценных сведений, которые нельзя найти на сайте Госкомитета по статистике Азербайджана или в Википедии.
Также в Азербайджане претерпел новую редакцию список имен, которыми можно называть детей. После пересмотра списка имен новорожденных, из него были исключены имена Шюшебенд (застекленная галерея), Стакан, Хияра (огурец), Портагал (апельсин), Лимона (лимон), Ансамбль и пр. Ранее Академия наук Азербайджана утвердила «принцип светофора», согласно которому госструктуры сами определяют «благонадежные» и «запрещенные» именадля детей, которые могут выбирать родители. Армянские имена безусловно оказались в «красном» —запрещенном, списке. Кстати, здесь возникает весьма резонный вопрос: а как же те самые мифические «30 тысяч армян», которые якобы живут на территории Азербайджанской Республики? Как же им детей называть? Это ведь явное проявление нарушения прав нацменьшинств. Проблемы для азербайджанских чиновников здесь нет, как, собственно, и этих «30 тысяч армян» в Азербайджане.
Об армянах на этой неделе вспомнил и азербайджанский политолог, по совместительству депутат парламента Расим Мусабеков, на своей странице в Facebook заявивший, что «киликийские пираты-армяне обманули и предали Спартака», а еще «армянин Смбат, мелкий карабахский князек, обманул доверившегося его гостеприимству Бабека». Армнет молниеносно мэмизировал высказывание азербайджанского депутата, обрушившись волной демотиваторов. Впрочем, азербайджанскому политологу придется еще объясняться с соотечественниками об армянах в Киликии во времена Спартака (это вам I век до н.э.), но еще и, о ужас, об армянском князе в Карабахе во времена Бабека (а это вам IX век). Кстати, Бабек руководил восстанием иранских хуррамитов против Арабского халифата. С какого боку он в последствии стал азербайджанским национальным героем, вопрос открытый.
Тем временем российский миллиардер и совместительству теперь уже арцахский мукомол Герман Стерлигов продолжает взывать к адекватному сегменту азербайджанского общества с призывом обсудить исторические факты относительно принадлежности Карабаха. Ему отвечает стройный хор азербайджанских СМИ. И то ли Стерлигов не понимает, что максимум на что может рассчитывать- это быть записанным в «хейтеры» к другим «завистникам» Азербайджана, то ли понимает и просто знатно «троллит» азербайджанских журналистов. В любом случае, армянскому обывателю — одно удовольствие за всем этим следить.
Вот к примеру, информагентство 1news.az, парируя Стерлигову, пишет: «Что же касается культовых надгробных хачдашей (камень-крест), которые армяне называют хачкарами, то на территории Азербайджана, в том числе, в Карабахе и Нахчыване эти надгробные памятники сохранились еще со времен Кавказской Албании, которая не имеет ничего общего с Арменией. Фрагменты албанских хачдашей, обнаруженные на территории Нахчывана и которые армяне приписывают себе, существенно отличаются от армянских хачкаров. Группа надгробных хачдашей расположена в селении Джуга (старая Джульфа) Нахчыванской Автономной Республики, на берегу реки Араз, у самой границы с Ираном».
Во-первых, хачкар давно закреплен как образец армянского культурного наследия в ЮНЕСКО, на случай появления таких вот теорий о «хачдашах» и прочей ереси. Во-вторых, Кавказская Албания к Армении имела отношение хотя бы потому, что это были сопредельные государства в Средневековье, но азербайджанским историкам об этом вряд ли известно, их предки в это время еще промышляли набегами в алтайских степях. Плюс к тому, христианство в Кавказской Албании распространялось не без помощи армянских проповедников и просветителей. Отрицать этот факт могут, пожалуй, лишь азербайджанские историки.
Правда от армянских надписей на албанских и «албанизированных» армянских церквях на территории нынешнего Азербайджана не осталось и следа. Делалось это, к примеру, так. В 2004 году, когда при поддержке норвежского посла в Баку Стейнара Гила благотворительная организация «Norwegian Humanitarian Enterprise (Норвежская гуманитарная инициатива) решила отреставрировать и обновить церковь св. Елисея, построенную в 1823 г. в селе Ниж. Работы должны были проводиться местными азербайджанскими властями. Норвежский посол о тех событиях пишет: «К концу 2004 г. или к началу 2005 г. все армянские надписи на стенах церкви и на надгробиях вокруг нее были стерты выскабливающими аппаратами».
Что касается Нахиджевана. Оставим в стороне тот факт, что в мировой историографии нет двух мнений об исторической принадлежности этой территории армянам до прихода в регион предков азербайджанских историков. Но обратим внимание на примечательное обстоятельство: в качестве примера «албанской» культуры на азербайджанском сайтеуказано древнее армянское кладбище Джульфы (Джуги).
Французский путешественник Александр де Род (1591-1660), который посетил этот район в 1648 году, пишет: «За стенами этого города [Джулъфа], который теперь является лишь пустыней, я видел прекрасный памятник древнего благочестия армян. Это обширная территория, на которой есть по крайней мере десять тысяч надгробий из мрамора, и все изумительно хорошо гравированы. На каждой могиле можно видеть большой белый мраморный камень двенадцати футов высотой и восьми шириной, со множеством красивых фигур, выгравированных вокруг большого креста. Очень приятно видеть это большое количество мрамора».
Широко известно, что Джуга в средние века была процветающим армянским городом. Но в 1604 г. персидский шах Аббас насильно переселил его жителей в Исфахан, где до сих пор существует армянский квартал, известный как Новая Джульфа. Сохранившийся разрушенный город и его кладбище за прошедшие годы посетило множество путешественников. Британский востоковед сэр Уильям Аусли, посетивший город в 1812 г. и нашедший его в упадке, писал: «Но о многочисленности его прежних жителей указывает богатое и переполненное кладбище, расположенное на спускающемся к реке берегу и покрытое многочисленными рядами вертикальных надгробий, которые, если взглянуть на них сблизи, напоминают скопление людей или даже полк, построенный в тесный порядок».
Согласно информации Международного совета по вопросам памятников и достопримечательных мест (ICOMOS), азербайджанское правительство в 1998 г. ликвидировало 800 хачкаров. И хотя разрушение было приостановлено после протестов ЮНЕСКО, оно, тем не менее, возобновилось четыре года спустя. К январю 2003 г. 1500-летнее кладбище было полностью сровнено с землей. В декабре 2005 г. азербайджанские регулярные войска раздробили на куски и погрузили на самосвалы оставшиеся хачкары Джуги. Далее самосвалы направились к берегу реки и сбросили груз в реку, что было заснято на камеру с иранской стороны границы. На месте армянского кладбища было сооружено военное стрельбище.
В январе 2006 года Европейский парламент официально призвал Азербайджан прекратить уничтожение, которое нарушает Конвенцию ЮНЕСКО по всемирному наследию, а весной того же года Баку запретил комиссии Европейского парламента осмотреть бывшее кладбище. Британский представитель в Европарламенте Чарльз Таннок так охарактеризовал произошедшее: «Это похоже на разрушение Талибаном статуй Будды».
Теперь вопрос к азербайджанским историкам, может съездите и сделаете «селфи» на фоне «албанских хачдашей»в Джульфе? Нет? А почему?
Попали впросак на этой неделе не только азербайджанские историки, но и военные. Пресс-секретарь министра обороны Армении Арцрун Ованнисян сообщил, что на прошлой неделе азербайджанскими диверсионными группами были предприняты две неудачные попытки проникновения в погранзону. В ответ в пресс-службе Минобороны Азербайджана, комментируя вопрос диверсий информагентству АПА заявили: «Мы не раз повторяли, и вновь говорим, что армянская сторона, желая напрячь ситуацию, получает заслуженное наказание». Фактически, азербайджанская сторона, сама того не понимая, призналась в попытке совершения диверсии, к чему в свою очередь привлек внимание Минской группы ОБСЕ Арцрун Ованнисян. Кстати, о провале диверсии говорит хотя бы то, что на днях скончался получивший пулевые ранения в грудь на агдамском направлении азербайджанский прапорщик Ибрагим Османов, призванный на военную службу из Гахского района.
Анжела Элибегова
Спутник Армения