Президент Турции Реджеп Эрдоган объявил внеочередные парламентские выбор. Но политическая кампания, которую он развернул в борьбе за голоса избирателей, может обернуться терактами для всей Европы. Об этом в статье «Турецкий гамбит. Выборы, которые угрожают всей Европе», опубликованной в украинском журнале Focus, пишет Ярослав Литвиненко и продолжает:
Не вместе
Новый парламент Турции так и не смог объединиться в коалицию. Этим воспользовался президент страны Реджеп Эрдоган и назначил перевыборы на 1 ноября. Для него это шанс наверстать упущенное на предыдущих выборах, которые состоялись 7 июня. Тогда пропрезидентская Партия справедливости и развития впервые с 2002 года не получила большинства в парламенте и, как следствие, не смогла самостоятельно сформировать правительство. Продлившиеся три месяца переговоры по созданию широкой коалиции с тремя другими партиями, попавшими в парламент, оказались провальными. Причин несколько. С одной стороны, Партия националистического движения (ПНД) требовала силового разрешения вопроса с сепаратистами-курдами на юго-востоке страны, против чего категорически выступали прокурдская Партия демократии и народов и ЕС. С другой стороны, Республиканская народная партия требовала от президента перевести Турцию на светский путь развития, максимально отдалив государство от церкви. И если в случае с курдскими сепаратистами Эрдоган готов был к самым радикальным решениям, то отказ от дальнейшей исламизации страны для президента, чьи избиратели в большинстве консервативны, мог бы стать политическим самоубийством.
Хитрый план
В конце июля в турецком городе Суруч 20-летний студент-смертник совершил теракт, унёсший жизни 32 человек. Для Эрдогана это преступление стало не только тревожным звонком об угрозе госбезопасности, но и отличной возможностью расправиться с политическими оппонентами.
Объявив о проведении антитеррористической операции, в ходе которой было задержано свыше 1000 радикальных курдов и представителей “Исламского государства”, Анкара также нанесла серию авиаударов по территориям Сирии и Ирака, подконтрольным ИГИЛ, а также местам, где скрываются сепаратисты из южных районов Турции. По данным турецких СМИ, с начала проведения АТО уничтожено около 700 радикальных курдов, а сам Эрдоган просит парламент ускорить процесс лишения неприкосновенности политиков, которых подозревают в связях с радикальными курдами. “Для нас неприемлемо продолжать мирный процесс с теми, кто угрожает нашему национальному единству и братству”, — заявил президент Турции на пресс-конференции в Анкаре.
Неудивительно, что борьбу с терроризмом Эрдоган использует для решения сразу нескольких задач: компрометации курдов в глазах турок, мобилизации своего электората перед внеочередными парламентскими выборами и решения проблемы с сепаратистскими движениями курдов на юго-востоке страны.
Война всех против всех
Помимо Эрдогана борьбу с радикальными курдами за территорию будущего Халифата развязали боевики “Исламского государства”. И хотя Турция является членом антитеррористической коалиции в борьбе с этой псевдостраной, помогать курдам в боевых столкновениях с исламистами официальная Анкара отказывается, поскольку этот конфликт ослабляет курдов. Но если ситуация выйдет из-под контроля, попустительство со стороны Эрдогана может привести к расколу самой Турции. Ведь на юге и востоке страны проживает 14,2 млн курдов — это почти 1/5 часть жителей всей страны. У местного населения воинственная политика Эрдогана подогревает неприязнь к центральной власти, что может вылиться в полномасштабную борьбу за независимость курдов от Турции. Кроме того, у них есть сильная мотивация — государство этнического Курдистана на близлежащих границах в Ираке и Сирии практически сформировано, и для курдов это шанс обрести независимость.
У Эрдогана может возникнуть и другая проблема. Если Турция потеряет контроль над южной границей, в страну хлынут не только радикальные курды, но и боевики ИГИЛ, 18 августа призвавшие союзников восстать против Эрдогана и захватить Стамбул. В этом случае Турция наверняка обратится за помощью к НАТО, членом которого является. Экстренное заседание по ситуации в Турции Североатлантический альянс уже провёл, а сам Эрдоган призвал членов НАТО быть готовыми прийти на помощь в борьбе со всеми видами терроризма. По уставу НАТО, Альянс будет обязан вмешаться в конфликт, ведь для Европы и США стабильная Турция — жизненно важный вопрос. По словам американского политолога Збигнева Бжезинского, если Турция окунётся в хаос агрессивного исламизма, то вместо заслона Европы от страстей Ближнего Востока, она послужит каналом их распространения через Балканы.
Европейская безопасность
Впрочем, в Европе и так наблюдается большой наплыв мигрантов из Ближнего Востока, в частности из Сирии, где около половины территории контролируют боевики “Исламского государства”. По данным Европейского агентства приграничного контроля Frontex, количество беженцев через территорию Турции за последний год увеличилось в 5 раз.
Вместе с притоком мусульман возрастает и уровень преступности в странах ЕС. Согласно отчёту Федерального министерства внутренних дел Германии за 2014 год, резко возросло количество преступлений на расовой почве: совершено более 200 нападений на места размещения беженцев.
Похожая ситуация и во Франции, стране с самой многочисленной мусульманской общиной в ЕС — около 8% от общего числа жителей страны. В 2015 году по Франции прокатилась череда терактов на почве религиозной ненависти. Один из самых громких — атака на редакцию сатирического еженедельника Charlie Hebdo за карикатуры на пророка Мухаммеда. 60% заключённых во французских тюрьмах — приверженцы ислама.
В Европейском союзе опасаются, что их вмешательство в конфликт на Ближнем Востоке может повлечь радикализацию мусульман внутри ЕС. В этом случае показателен пример США. После Иракской кампании 1991 года “Буря в пустыне” против Саддама Хусейна США оказались втянуты в борьбу с радикальными исламистами на всём Ближнем Востоке. За военную активность Штатов в этом регионе 11 сентября 2001 года боевики из террористической организации “Аль-Каида” совершили теракты в Нью-Йорке и других городах США. Штаты были вынуждены начать борьбу с исламистами и развернули военную кампанию в Афганистане, которая продолжается по сей день. Такая же участь может постигнуть Европу, учитывая, что 12 августа этого года лидеры “Исламского государства” призвали своих сторонников не отправляться воевать в Сирию, а осуществлять джихад на территории Великобритании, Германии, Австрии и Бельгии.
Вот почему Европа выступает категорически против радикальных методов Эрдогана в отношении курдов. “Необходимо избегать любых действий, способных негативно отразиться на процессе мирного урегулирования курдской проблемы”, — заявила верховный представитель ЕС по внешней политике и политике безопасности Федерика Могерини. В противном случае попытка Эрдогана сосредоточить всю полноту государственной власти в своих руках может привести к терактам уже в самом ЕС.