Турция должна сделать первый шаг к налаживанию отношений с Арменией, считает глава Аналитического центра по глобализации и региональному сотрудничеству, политолог Степан Григорян
”С момента подписания и ратификации армяно-турецких протоколов прошло шесть лет. Турция сама отказалась их ратифицировать, выдвинув предусловия. Так что сейчас она сама должна сделать первый шаг: открыв границы и направив официальную ноту Министерства иностранных дел об установлении дипломатических отношений”, — сказал Григорян на пресс-конференции в понедельник.
Процесс нормализации отношений Армении и Турции осенью 2008 года инициировал президент Армении Серж Саргсян. 10 октября 2009 года главы МИД Армении и Турции подписали в Цюрихе соответствующие протоколы, которые должны были быть ратифицированы парламентами двух стран. Однако 22 апреля 2010 года Саргсян подписал указ о приостановлении процесса ратификации армяно-турецких протоколов, заявив, что Турция не готова продолжать начатый процесс. 16 января 2015 года Саргсян отозвал протоколы из парламента.
Отвечая на вопрос ”Новости -Армения”, насколько вероятны подобные шаги со стороны Турции, Григорян ответил, что в той кризисной ситуации, в которой оказалась Анкара, вероятность очень высока.
”Ошибочные действия властей привели к дестабилизации ситуации в Турции. Речь идет и о внеочередных выборах в парламент, и о деятельности террористических организаций. А оказавшись в трудной ситуации, государства, как правило, стремятся решить более или менее решаемые вопросы”, — сказал Григорян.
Положительным фактором Григорян считает то, что в парламенте Турции есть три этнических армянина. «Это свидетельствует о том, что атмосфера в Турции меняется. При этом официальное отношение двух ведущих партий к установлению дипломатических отношений с Арменией по-прежнему остается очень жестким», — сказал эксперт.
Между Арменией и Турцией не существует дипломатических отношений, а армяно-турецкая граница закрыта с 1993 года по инициативе официальной Анкары. Сложные отношения между двумя странами вызваны, в частности, поддержкой Анкары азербайджанской позиции в карабахской проблеме, а также острой реакцией Турции на процесс международного признания Геноцида армян 1915 года в Османской империи.