Клан президента Ильхама Алиева свободно пользуется двумя роскошными яхтами стоимостью $59 миллиона, принадлежащими Госнефтекомпании Азербайджана (SOCAR), которая должна управлять нефтяным богатством страны и граждан. Об этом пишут журналисты-расследователи на сайте Проекта по освещению организованной преступности и коррупции (OCCRP).
«Это означает, что яхты ежегодно отнимают у граждан Азербайджана около $12 млн доходов от нефти. В эту сумму, согласно экспертам, обычно обходятся такие яхты. Плюс к этому, эти яхты потребляют топливо стоимостью $2000 за час», – указывают журналисты.
Бывшие члены экипажа яхты рассказали в беседе с OCCRP, что Алиев и его клан регулярно пользовались яхтами для посещения таких гламурных мест, как Сен-Тропе и Канны на Лазурном берегу. Они часто плавали на длинные дистанции по Средиземному морю, чтобы обхитрить СМИ, или просто чтобы азербайджанские VIP-персоны позавтракали на судне. Во время подобных поездок более $100.000 уходило на топливо.
Первая из яхт называется «Прима». Она примерно 54 метра в длину, общая площадь помещений – около 350 кв.м, что позволяет с комфортом разместить 12 гостей. В 2012 году судно продавалось за $32 млн, причем немалую долю в цене занимали роскошные интерьеры, в которых использовался мрамор, кожа и дорогие ткани. Только на топливо «Прима» в среднем за час хода тратит $1900, что означает расходы в размере $130 тыс. за три дня поездки только на дизель. Всего одна заправка бензобаков стоит около $220 тыс. – приблизительно размер официальной годовой зарплаты президента Алиева.
Авторы статьи указывают на то, что яхта приписана к порту Порто Черво в Сардинии, однако ходит под флагом Панамы. Тем не менее панамские власти не могут подтвердить, что она находится в реестре судов страны, и описывают ее как «чартерное» судно, которое в любой момент может нанять любой желающий.
В Американском судоходном реестре (American Bureau of Shipping) владельцем судна значится Госнефтекомпания Азербайджана (SOCAR). Расследование OCCRP показало, что с яхтой тесно связана панамская компания «Prima Shipping and Marine Services». Один из ее директоров – Рауль Гасанов – работает в Государственной морской администрации Азербайджана. И Гасанов, и глава ведомства Гудрат Гурбанов часто отдыхали на «Приме», подтверждает один из бывших членов команды яхты.
Судно также часто используют люди из «ближнего круга» президента, например, министр транспорта Зия Мамедов, который известен своими тесными связями с Алиевыми и лоббирует имидж Азербайджана на Западе.
Члены экипажа отметили, что те, кто использовали яхту, были очень бдительны. Когда в Каннах в 2013 году состоялся конгресс «Азербайджан-Франция», чиновники только обедали на «Приме», а ночь проводили в гостиницах из-за страха перед журналистами.
Среди других частых гостей яхты — генерал Бейляр Эюбов, которого многие называют правой рукой Алиевых: он обычно приезжает с несколькими телохранителями и членами семьи. Но Эюбов редко ночует на яхте, рассказывают очевидцы, предпочитая дорогие отели на берегу – такая ночевка обходится в $51-57 тыс. за ночь.
Авторы статьи отмечают, что персонал «Примы» набирается прежде всего из тех, кто способен держать язык за зубами, а условия контракта подразумевают неразглашение информации о постояльцах. Поэтому собеседники OCCRP просили не назвать их имена, в противном случае они могли потерять работу. В 2012 году сотрудники итальянского порта временно задержали «Приму» за сбрасывание топлива в море. Капитан был оштрафован, но он сумел сохранить работу благодаря готовности выполнять приказы и умению молчать.
По словам сотрудников экипажа, «Прима» часто направляется из одного пункта к другому, видимо, в случайном порядке. Экипаж подозревает, что это делается с целю скрыть личности его владельцев, а также то, где и когда они используют яхту. «Они приказывают нам курсировать вперед и назад по Средиземному морю на пустой яхте. Их там не было, но мы накручивали тысячи милей – в Грецию, Францию, Сардинию, Гибралтар», – сказал журналистам OCCRP один из моряков.
«К счастью, у Алиевых есть большой выбор, когда дело доходит до роскошных яхт», – иронизируют авторы расследования, ссылаясь на слова одного из сотрудников экипажа о том, что у них есть как минимум две яхты на Каспийском море, а еще в других местах.
Согласно расследованию, еще одна роскошная яхта, которой пользуется во время отдыха Алиев – 44-метровая суперяхта «Sedation A», построенная в 2007 компанией «Heesen Yachts», специализирующейся на дорогих судах. Интерьер «Sedation A» был создан дизайнерами «Omega Architects», в отделке использовано много бамбука и этнических мотивов. На яхте могут разместиться 10 гостей и 9 членов экипажа.
В 2010 году сестра-судно «Sedation A» по имени «My Petra» было продано за около $27 млн. «Годовая зарплата обычного азербайджанца в среднем составляет всего лишь $5,040, так что ему пришлось бы работать 5357 лет, чтобы приобрести такое судно, как »Sedation A ». Однако покупатель яхты – не обычный азербайджанец. Эта покупка также была сделана через SOCAR. Сведения о покупке содержатся в финансовом отчете компании за 2007 год. На сайте компании также отмечено, что в это время SOCAR купила еще одно, более маленькое судно – »Atlant», которое часто фотографируют вместе с »Sedation A» в бакинском яхт-клубе. В отчете не отмечена цена сделки, а также цель приобретения судна», – указывают журналисты, добавляя, что в отчете очень мало информации, а текст доступен только на английском языке.
Согласно базе данных Американского бюро судоходства, «Sedation A» принадлежит тесно связанной с SOCAR компании «Caspian Marine Services». Однако, оно также зарегистрировано в России. Журналистам-расследователям удалось отыскать в Российском судоходном реестре всего один документ, где отмечено название «Sedation A», а в качестве владельца указан SOCAR.
Как отмечают авторы расследования, связь Ильхама Алиева с судном «Sedation A» является «секретом Полишинеля» среди обычных бакинцев. Один из местных жителей опубликовал в социальной сети «Instagram» свою фотографию рядом с судном с описанием «#Yaxt klub Baku#sedation#Mr#President#yaxt#Ilham#Aliev».
«Две яхты вместе стоят $59 млн. Их эксплуатационные расходы могут стоить около 10% их изначальной цены ежегодно. Еще 10% было потрачено на другие расходы. За $12 млн ежегодных растрат на редко используемые яхты можно было нанять на работу 2380 азербайджанцев на один год за среднюю зарплату. Эти траты также превышают официальную годовую зарплату президента Алиева ($228 тыс.) более, чем в 50 раз», – подчеркивают авторы расследования.
Ни глава пресс службы SOCAR, ни президент компании не ответили на звонки и письма OCCRP относительно того, зачем нефтяной компании нужны две роскошные яхты, и почему Госнефтекомпания их не эксплуатирует.