На фоне пристального внимания мировой и армянской общественности к проблеме мигрантов в Европейском союзе, в тени осталась информация о готовности ЕС найти новый формат сотрудничества с Арменией и Беларусью. Можно сказать, что Брюссель пытается реанимировать проект “Восточного партнерства” и сохранить каналы для сотрудничества с Ереваном и Минском на фоне нарастающей конфронтации в Европе между Западом и РФ.
Взгляд из Брюсселя
Евросоюз готовит с Арменией и Белоруссией новый вариант соглашений, которые будут связывать эти страны и ЕС гораздо меньше, чем соглашения об ассоциации, сообщил на днях глава МИД председательствующего в ЕС Люксембурга Жан Ассельборн после неформальной встречи глав МИД стран-членов ЕС, на которой обсуждались отношения со странами Восточного партнерства и РФ.
«Мы ищем систему, при которой не рушились бы все мосты. Мы понимаем, что соглашение об ассоциации невозможно, все готовы найти более легкий вариант, менее настойчивый и фундаментальный. В отношении этих двух стран (Белоруссии и Армении — ред.) все согласны. Это не соглашение об ассоциации, это не сработает. Это будет что-то на уровень ниже, не могу сказать, как это называется», — заявил Ассельборн.
При этом он заметил, что хотя новый вариант соглашения только разрабатывается, однако таможенных льгот в нем не будет.
Что касается отношения двух стран к планам ЕС, то, по словам главы МИД Люксембурга, Армения ответила положительно на предложение ЕС, а “в Белоруссии наблюдается движение не в отрицательном направлении”.
Фактически, это означает признание ошибочности политики прежнего руководства ЕС, в свое время ответившее отказом на предложение армянских властей найти формат сотрудничества с Евросоюзом, который бы не противоречили обязательствам республики в рамках Евразийского экономического союза.
Да и на фоне определенной нормализации отношений между ЕС и Беларусью, с учетом активной посреднической роли Александра Лукашенко в украинском конфликте, можно предположить, что в угоду геополитическим интересам Брюссель готов отложить в сторону свои претензии к Минску относительно ситуации с правами человека в Беларуси. Об этом свидетельствует и то, что еще в июле ЕС исключил из санкционного списка 26 граждан Беларуси и четыре компании. “Европа не должна упускать возможность, которая появляется (в отношениях) с этой страной. Не нужно думать о режиме, нужно думать о населении», — подчеркнул Ассельборн.
Взгляд из Еревана
По мнению армянских экспертов, данное предложение ЕС является соглашением об ассоциации без ее таможенной части, по тем направлениям, которые будут приемлемы для всех участников процесса. Они напомнили, что армянские власти неоднократно выступали с заявлениями о своей готовности продолжить свое сотрудничество с ЕС, опираясь на тот прогресс, который был достигнут в ходе многолетней работы на соглашением об ассоциации.
“На Рижском саммите была представлена позиция сторон о том, что, с одной стороны, Европа уважает выбор Армении, а, с другой — Армения подтверждает свою готовность продолжать работу над документом, который можно назвать «Ассоциативный договор lights»… После Рижского саммита, видимо, наступает тот период, когда стороны уже начинают более конкретно обсуждать содержание данного документа», — заявил директор армянского филиала Института стран СНГ, политолог Александр Маркаров.
В свою очередь директор Института Кавказа, политолог Александр Искандарян отметил, что Армения заинтересована в том, чтобы, по возможности, поддерживать отношения с различными игроками, расширять взаимодействие как с Россией и странами ЕАЭС, так и с Европой, США, Ираном. «Евросоюз, несомненно, находится сейчас в кризисе и имеет много проблем. Но все равно Европа остается Европой. И Армения должна поддерживать с ней нормальные отношения. Если тому способствуют какие-то документы, соглашения, то, конечно, это надо сделать», — сказал он.
В качестве примера налаживания отношений между ЕС и Арменией после вступления последней в ЕАЭС, Искандарян назвал облегчение визового режима, благодаря которому армянские граждане сейчас платят меньше денег за получение визы в страны Шенгенского договора и с них для этого требуется меньше документов, а в дальнейшем может идти речь вообще о безвизовом режиме с этими странами.
И Минска
В свою очередь белорусский политический аналитик Александр Шпаковский считает, что подобные заявления европейской стороны свидетельствуют о том, что руководящие круги в ЕС в полной мере осознают пагубность выбора «или-или»в проведении внешней политики в отношении Армении и Беларуси, выбравших евразийский интеграционный проект. “Данный принцип особенно показал свою ущербность в развитии сотрудничества ЕС-Армения, когда армянское руководство, руководствуясь национальными интересами, объявило о присоединении Еревана к ЕАЭС, несмотря на шантаж европейских чиновников вокруг Соглашения об Ассоциации с ЕС, которое тоже прорабатывалось армянской дипломатией”,- заявил он агентству “Новости-Армения”.
По его мнению, в итоге, новая внешняя политика ЕС пришла к выводу о возможности «интеграции интеграций», если не с РФ, то с другими государствами Евразийского Союза. “Теперь главное, чтобы в основе новой формы Соглашения лежали цели взаимовыгодного сотрудничества, а не перетягивания стран из одного экономического проекта в другой. В этом случае и российская сторона не будет возражать против такой формы взаимодействия своих союзников с Брюсселем, так как в условиях эскалации Беларусь и Армения могут в определенных ситуациях выполнять роль политического и экономического коммуникатора в отношениях РФ с государствами Европейского Союза”,- добавил Шпаковский.
Москва пока присматривается
Старший научный сотрудник Центра проблем Кавказа МГИМО Николай Силаев считает, что данное предложение ЕС преследует цель сохранить проект “Восточного партнерства”. “Думаю, Брюссель исходит из того, что шоу должно продолжаться. Неудобно просто закрыть “Восточное партнерство’, поэтому нужно придумать какие-то форматы взаимодействия со странами, не подписавшими ассоциацию”, — заявил он агентству “Новости-Армения”.
Что касается реакции России на данную инициативу ЕС, то, по словам эксперта, она будет зависеть от того, что будет в соглашениях. “Главное, чтобы европейские дипломаты не пытались игнорировать действующие интеграционные объединения, как они делали при подготовке ассоциации”,- заметил Силаев.
При этом надо отметить, что российские власти в лице премьер-министра Дмитрия Медведева заявили, что страны ЕАЭС должны определиться в шагах по дальнейшему сотрудничеству с Евросоюзом. «Предстоит определиться также с решениями в сфере международного взаимодействия. Речь идет, как уже было сказано, об основных направлениях сотрудничества на текущий год, а также о практических шагах по выстраиванию взаимовыгодных отношений с Европейским Союзом», — сказал l Медведев в ходе заседания Евразийского межправительственного совета.
Запоздалое предложение ЕС
К сожалению, следует заметить, что нынешнее предложение ЕС несколько запоздало. Желание европейских властей поставить страны “Восточного партнерства” перед выбором “или-или”, результатом которого стал украинский кризис, резко изменило обстановку в Европе. Конфликт Запада с РФ бумерангом бьет по всем странам-союзникам РФ, и к тому же усиливают зависимость ЕС от США, которые, исходя из своих геополитических интересов, не заинтересованы в стабильности в Украине и улучшении отношении ЕС с Россией. Да и сама Москва в этих условиях может болезненно воспринять попытки ЕС наладить отношения со своими союзниками.
К тому же за прошедшее с Вильнюсского саммита 2013 года время значительно ухудшилась экономическая ситуация в самом ЕС, тем самым уменьшив его возможности. У Брюсселя полно внутренних проблем, в частности, долговый кризис в странах еврозоны, в первую очередь Греции, массовый наплыв беженцев из Ближнего Востока и Африки. В условиях катастрофической нехватки ресурсов и ослабления европейской солидарности (это не касается отношений с РФ – за этим соблюдением жестко следит Вашингтон) как то не до финансовой помощи и крупных экономических проектов с постсоветскими странами. А это именно то, чего ожидают в Армении от ЕС.
Свидетельством этого стал Рижский саммит “Восточного партнерства” в мае этого года, который показал неготовность ЕС реально помочь странам “Восточного партнерства”. Даже Украина, Грузия и Молдова, подписавшие в прошлом году соглашение об ассоциации с ЕС, не получилини обещаний о готовности принять их в ЕС в будущем, ни какой-либо серьезной финансовой помощи, ни даже отмены визового режима (Украина и Грузия).
Айк Халатян
newsarmenia.ru