В ответ на резолюцию Европарламента, призывающую к адресным санкциям в отношении чиновников Азербайджана, нарушающих права человека, МИД этой страны отменил визит делегации Европейской комиссии в Баку, заявив, что Азербайджан должен пересмотреть свои отношения с Европейским союзом, якобы демонстрирующим «антиазербайджанские и антиисламские тенденции». Об этом пишет азербайджанский сайт радио «Свобода», публикуя интервью с директором исследовательского центра «Восток-Запад» Арастуном Оруджлу.
По мнению эксперта, вся доминирующая в Азербайджане антизападная риторика свидетельствует о перенаправлении внешнеполитических приоритетов официального Баку в пользу пророссийского вектора, косвенным свидетельством чему является факт отсутствия реакции и опровержения информации о том, что Россия планирует разместить радиолокационную станцию в Азербайджане. «Допустим, если бы была информация в западных средствах массовой информации о том, что НАТО пытается разместить такую же станцию в Азербайджане, я глубоко убежден, что была бы очень отрицательная реакция. Значит, есть определенная договоренность об этом», — говорит эксперт, отметив, что Баку уже определился в сторону Москвы, а принятая Европарламентом резолюция явилась всего лишь поводом для того, чтобы подготовить общество к новым внешнеполитическим ориентирам. В частности, согласно эксперту, для этого власти Азербайджана решили дискредитировать Европу в глазах рядового обывателя, объявив ее «проармянской», «деструктивной», «коррумпированной» и пр.
В качестве «симметричного ответа» Баку, по мнению Оруджлу, может стать замораживание счетов «обворовавшихся» европейских политиков в азербайджанских банках. Эта «смешная и жалкая имитация российской политики» в итоге обернется вдвое, втрое больше против самого Азербайджана, считает эксперт. «А что может Азербайджан? Прекратить подачу нефти и газа? Это ни для кого уже не актуально, потому что и объемы уже не те, и мировой энергетический рынок иначе выглядит. Западные страны – потребители уже сами отказываются от своих традиционных поставщиков», — говорит эксперт.
Комментируя «проявление исламофобии в Европе», эксперт отмечает, что подобного рода заявления в официальной прессе Азербайджана ничего, кроме усмешки, не вызывают. Об этом говорят люди, буквально пять лет назад разрушавшие мечети в Азербайджане, запрещавшие транслировать Коран по громкоговорителю, сажавшие религиозных людей по поддельным обвинениям в продаже и использовании наркотиков. «Когда такие люди говорят об исламофобии, это немного неуклюже выглядит, не звучит. В Азербайджане в основном именно такое отношение. Когда смотришь на них, думаешь: неужели они каждый день молятся по пять раз, стали так заботиться об исламе, о мусульманах… Я не знаю, на кого рассчитана эта риторика», — заключает эксперт.
Что касается отсутствия еврейских наблюдателей на выборах в парламент Азербайджана, то, по мнению Оруджу, наблюдение сорвано самими властями Азербайджана, аргументируя это тем, что «им просто это не нужно».
Европа уже не в состоянии закрывать глаза на то, что происходит с гражданским обществом Азербайджана, с теми, кто критикует власть, с журналистами, политическими активистами и представителями оппозиционных партий. «Это уже не тот масштаб, когда можно закрывать глаза, молчать или, как прежде, говорить о стабильности, как о приоритете, – это уже как бы выходит за все рамки», — считает эксперт.
В свою очередь, проживающий в США экономист Губад Ибадоглу выразил свое отношение к «антиевропейскому» демаршу Баку в виде 10 вопросов, которые опубликовал в социальной сети Facebook.
Эксперт перечисляет реалии восприятия Европы Азербайджаном: почему Азербайджан тратит миллиарды, чтобы направить свои трубопроводы в сторону Европы? Далее, по мнению экономиста, более половины экспортируемых товаров реализуются в Европе, активы и инвестиционные портфели Госнефтефонда Азербайджана тоже размещены в Европе, образование стремятся получить в Европе, лечиться тоже, приглашаются в Азербайджан именно европейские фестивали и спортивные мероприятия, и деньги тоже предпочитают хранить в европейских банках и пр.
И задается вопросом: «Если Европа плохая, то… Почему?».