Представляют интерес мнения и оценки российских экспертов по поводу сотрудничества государств Восточной Европы и Центральной Азии с НАТО.
В число интервьюированных вошли ведущие эксперты «Института мировой экономики и международных отношений», «Института Европы», «Российского института стратегических исследований», «Института Израиля и Ближнего Востока», «Института Востоковедения», «Московского государственного института международных отношений».
Московские эксперты убеждены, что любое сотрудничество государств Восточной Европы и Центральной Азии с НАТО и США содержит антироссийский вектор, и в Москве это будут всегда воспринимать именно таким образом.
Считается, что страны бывшего Союза находятся в зоне стратегических интересов России и не имеют права сотрудничать с НАТО, при этом принимается во внимание только право силы, которой у России в явном дефиците.
Эксперты не согласны с тем, что нынешние проблемы в Армении возникли только сейчас, по их мнению, они имели место всегда, но именно сейчас они стали более предметными и острыми, именно в связи со сближением Армении с НАТО. По их оценкам, отношения Армении с НАТО, фактически, не уступают по содержанию отношениям, например, Грузии и НАТО.
Если тема Грузии в НАТО стала более привычной и в стратегическом контексте, и грузинской темой уже вряд ли можно «шантажировать» Россию, оказывая сильное давление на нее, то Армения — это «свежая» тема, не развернутая даже в некоторой мере. Поэтому Армения сейчас рассматривается как важный рычаг давления на Россию, подрыва попыток России в стратегическом плане.
Эксперты категорически отвергают возможность сочетания сотрудничества между НАТО и ОДКБ, хотя данная категоричность представляется в данном случае весьма сомнительной и выражает, скорее, не мнение политического руководства России, а позицию военного командования и военных кругов.
В части сотрудничества НАТО и ОДКБ выражались исключительно эмоциональные оценки, не применяя каких-либо рациональных постановок. При попытках развития данной темы с нашей стороны, эксперты признали, что в политическом руководстве имеются позиции и взгляды, допускающие развертывание сотрудничества между ОДКБ и НАТО. Но это не означает, что имеются какие-либо разработанные решения, помимо самых общих постановок.
На вопрос, что стоит за предложениями государств-членов НАТО в части развития отношений в ОДКБ не только с Россией, но и с другими членами блока, эксперты ответили, что речь может идти только об ослаблении роли России и подрыве данной организации.
Вопрос о том, как в военных кругах России объясняют стремление Армении к сотрудничеству с НАТО, было предложено следующее: Армения хотела бы получить возможность пользоваться, одновременно, поддержкой не только России, но и НАТО; определенные внешнеполитические шаги России в отношении Азербайджана и Турции вселяют сомнения в Армении, что представляется крайне ошибочным и объясняется политической неопытностью руководителей Армении; если ранее отношения Армении и НАТО находились «под контролем» и были понимаемы в Москве, то сейчас данные отношения перешли определенную черту, что говорит о включении Армении в стратегические планы НАТО; Армения не располагает никакими реальными гарантиями безопасности со стороны НАТО, и эти гарантии не получит в том формате, который позволил бы говорить о ее военной поддержке в случае военного конфликта.
Вопрос о поставках Россией вооружений в Азербайджан – как это можно рассматривать, последовал весьма однозначный ответ – «нормально». При этом, приводились некоторые аргументы, прежде всего, то, что в ином случае Азербайджан закупит аналогичное вооружение в других странах, а также и то, что военно-техническое сотрудничество с Арменией вполне успешное.
На вопрос, как будет рассматриваться в России поставка вооружений Армении со стороны государств-членов НАТО, последовал ответ: нам известно о таких намерениях, это суверенное дело Армении, но вряд ли в ближайшем будущем данные поставки будут носить масштабный и разносторонний характер.
Вместе с тем, при нашем акценте на данной проблеме эксперты заявили, что руководство военной разведки России и генеральный штаб неоднократно выражали свою отрицательную позицию по этому поводу, ставя под сомнение осуществление сотрудничества с Азербайджаном в военно-технической сфере.
К сожалению, к данному мнению не прислушались, утверждая, что министерство обороны нуждается в средствах и получает их частично от экспорта вооружений. Это также сомнительно, но таково решение политического руководства.
Эксперты заявили, что в данных условиях Армения должна заботиться о своем военном потенциале и может рассчитывать на поддержку России, которая не заинтересована в ослаблении Армении и изменении баланса сил в регионе не в пользу Армении.
По мнению экспертов, идея о «паритетных» отношениях России с Арменией и Азербайджаном вовсе не означает создание равновеликих отношений, это невозможно, ни политически, ни стратегически. Геополитические реалии в регионе совершенно иные, и Армения остается пока единственным военным партнером.
На вопрос, рассматривают ли они российско-армянские отношения как стратегические, эксперты заявили, что понятие «стратегические» не имеет юридического характера, а скорее, образное значение. Сейчас под этим «образом» подразумевают отношения между различными государствами, отношения между которыми порой носят весьма противоречивый характер.
Между Россией и Арменией заключены и реализуются важные договора, и необходимо наполнять их новым содержанием, а не размышлять, можно ли данные отношения характеризовать как стратегические.
Представляет интерес сообщение экспертов по поводу «локализации» возможного военного конфликта (войны) между Арменией и Азербайджаном. Данные утверждения отчасти сомнительны, что признают и сами эксперты, но, несомненно, отражают позицию и политику России.
Осуществляя военные поставки и иные отношения с Азербайджаном, Россия пытается поставить некоторые рамочные условия, прежде всего, ограничение возможных военных действий со стороны Азербайджана. Имеется в виду локализация военных действий зоной карабахского конфликта и нераспространение их на территорию Армении.
Таким образом, можно сделать вывод о намерениях России надежнее отгородить себя от возможного военного конфликта. Вовлечение России в региональные военные конфликты, в целом, рассматривается политическим руководством России как совершенно недопустимая перспектива, и, по оценкам данных экспертов, это касается не только Южного Кавказа, но и Центральной Азии.
На вопрос, в какой мере политику «локализации» возможных конфликтов Россия проводит и в отношении Турции, получен ответ: между Россией и Турцией сложились более широкие отношения по поводу рассмотрения угроз и отношениям к конфликтам. В отношении возможного конфликта между Арменией и Азербайджана Россия имеет определенное понимание со стороны Турции в части недопустимости военного решения данной проблемы.
Вместе с тем, эксперты подразумевают, что возобновление армяно-азербайджанского конфликта пока рассматривается как результат серьезных и масштабных подвижек политики внешних сторон в отношении региона. По мнению экспертов, несмотря на крупные закупки вооружений, Азербайджан не готов к современной войне, и это пытаются пояснить ему крупные державы, в том числе и Турция.
Военные задачи Турции по Азербайджану прежде всего направлены на предотвращение более крупных военных конфликтов, нежели карабахский, в который может быть вовлечен Азербайджан, что в результате может привести и к вовлечению Турции.
При ответе на вопрос, что именно стало причиной раздражения политического руководства России в отношении Армении – стремление Армении к сотрудничеству с Евро-Атлантическом сообществом, сдержанное отношение к Евразийскому проекту, внутриполитические проблемы в Армении, имелось в виду, что Россия не рассматривает Армению как суверенное государство, имеющее права.
Эксперты не стали раскрывать что-либо по внутриполитическим проблемам, утверждая, что сближение с НАТО и ЕвроСоюзом имеет ключевое значение в возникновении данных сомнений и недоверия, но, при этом, нельзя игнорировать Евразийский проект в стратегическом аспекте. Речь идет как о личных обидах, так как данная инициатива исходит лично от В.Путина, так и о том, что с Евразийским проектом связывается сохранение позиций России в ближнем зарубежье.
Западный блок государств совершенно откровенно пытается не допустить восстановления влияния России на постсоветском пространстве, и отказ от участия в Евразийском союзе был бы воспринят как недружелюбная политика в отношении России, с точки зрения именно ее стратегических интересов.
Россия в состоянии весьма глубокого коллапса и готова на всевозможные авантюры, чтобы поднять свой авторитет в мире. В настоящее время с Россией хотели бы иметь дело только маргиналы, ни одна уважающая себя страна не станет партнером России, и все нынешние партнеры России не просто маргиналы, это просто вассалы.
Но вассалы существуют для того, чтобы поступать с ними как угодно. Сейчас цель России в отношении Армении – решительно прервать ее контакты с НАТО. Русские принудили президента Армении выступить в Душанбе с предложением создать миротворческие силы ОДКБ. Казалось, вполне приемлемое предложение для армянского обывателя. В действительности этим самым Россия пытается ликвидировать миротворческий батальон, который использовался под эгидой НАТО, и заменить его функции сервисом для ОДКБ.
Этим самым прерываются последние контакты Армении с НАТО. В результате НАТО более не будет рассматривать как партнера Армению, которая проводит, якобы, многовекторную политику, Армения теперь враг, это однозначно.
Визит заместителя министра обороны Д.Тонояна в США имел целью «замазать глаза» американцам, но это совершенно бессмысленная затея, и все это только больше раздражает США и НАТО. Единственным признаком контактов Армении с НАТО останется лишь посол Армении в НАТО.
Взамен сотрудничества с НАТО Армения получила совершенно бессмысленную и несуществующую организацию – ОДКБ. Русские уж договорились с Арменией и Азербайджаном о возвращении карабахской провинции Азербайджану, и армяне очень довольны этим.
В результате, российские войска появятся в данной провинции. Чем это закончиться для армян – очередной депортацией.
Игорь Мурадян
Источник: «Лрагир.ам»