Сегодня 22-ое сентября, на первый взгляд, обычный день, который следует за годовщиной независимости Армении. Но 21-ое и 22-ое сентября взаимосвязаны. Они, по сути, являются органическим продолжением, но вовсе не по причине того, что в календаре находятся рядом.
Вчера, 21-го сентября, мы всей нацией отмечали 24-ую годовщину независимости, говорили о ценности независимости, слушали также тосты и пафос, в первую очередь, также и от людей, которых, по сути, связывает с независимостью только расхищение государственных и общественных ресурсов, и присвоение власти под прикрытием независимой государственности. Параллельно с праздничными настроениями, мы, конечно, говорили также и о проблемах независимости Армении, вызовах, реальном состоянии и качествах государственности , переломных во всех смыслах реалиях, о падении, которое в настоящее время ведет к катастрофе, по сравнению в начальным подъемом, о том, почему и как получилось, что общество, восставшее со светлыми ценностями, настроениями, победившее в тяжелейшей войне ради этих ценностей и будущего, ставившее перед собой цель строительства государственности, получило то, что в настоящее время только при большом желании можно сравнить с мечтами и желаниями, целями и ценностями четвертьвековой давности.
И вот, с этой точки зрения, 22-ое сентября является одним из этих поворотных дней, который был зафиксирован в ходе истории Армении, в течение четверти века государственности, и который был переломным в плане дальнейших событий, в плане превращения подъема в падение. 22-го сентября 1996 года новая независимая армянская государственность должна была пройти, по сути, свое первое испытание – первые президентские выборы. И этим испытанием, фактически, было заложено начало не новой демократической традиции, нового механизма институциональной модернизации, то есть, применения механизма смены власти посредством свободного волеизъявления, а было заложено начало фальсификаций – рака, разрушившего в дальнейшем весь организм Армении.
Общество Армении было сломлено, была сломана рука общества, протянутая к избирательной урне с надеждой и ожиданием формирования властей. В Армении впервые были сфальсифицированы президентские выборы, а потом уже это явление начало происходить регулярно и с внеочередной периодичностью – в 1998, 2003, 2008, 2013 годах. И с этой точки зрения, 22-ое сентября – это начальная точка, поворотная точка в процессе качественного искажения государственности.
Возможно, обо всем этом не стоило бы и вспоминать, но проблема здесь не обусловлена только актуальностью начала, данного 22-ым сентября на фоне содержания 21-го сентября. Сегодня одним из аргументов, ставших актуальными в общественно-политической жизни Армении конституционных изменений, являются именно президентские выборы. Власти хотят устранить их, как головную боль, которая периодически вызывает риски с точки зрения восстания общества. Противники изменений указывают на это обстоятельство, и пытаются сохранить институт этих выборов, видя в этом один из редких шансов для сильнейшего давления на власти, считая, что общество мобилизуется в результате президентских, а не парламентских выборов.
Конечно, все это имеет спорные стороны, и с одной, и с другой точки зрения, но очевидно одно, что в Армении уменьшается возможность проявления прямого общественного голосования, то есть, механизма представительности. И как бы он не формировался с помощью фальсификаций, тем не менее, предпочтительнее, когда напрягаются власти, а не лишается этого общество. Но, в то же время, также очевидно, что президентские выборы периодически становились механизмом, который ломает общество, после каждой не удавшейся борьбы, возникала новая волна разочаровавшихся, которые либо покидали активный политический и гражданский процесс, либо покидали Армению.
И здесь, конечно, существует дилемма – что должно сделать общество в президентских выборах. Если будут даны традиционные ответы, то после президентских выборов 2018-го года увеличится только число разочаровавшихся. Значит, здесь, конечно, для того, чтобы заинтересовать общество до конституционного референдума, важна проблема относительно того, будут ли представлены, так сказать, новые подходы и методологические представления механизма использования президентских выборов, конечно, без преждевременного раскрытия тактических тонкостей, или нет.
Если они не будут представлены, то общество, по сути, безразлично будет относиться к перспективе лишения возможности голосования, как бы ужасными не представлялись перспективы вечной власти Сержа Саргсяна.
Источник: 1in.am