Старенькая «Волга» Армена едет по разбитой дороге села Акнашен в Армавирской области. Армен не успевает объезжать все ямы и рытвины. В салоне машины настоящее «царство» мух. Это из-за погоды, объясняет наш водитель.
«Волгу» Армен купил 7 лет назад. Машина, правда, старая, но благодаря ей удается содержать шестерых детей. Рабочий день Армена начинается в 06:30 утра. Он отвозит на эчмиадзинский рынок урожай, выращенный односельчанами, а иногда и овощи со своего участка. Бывает, что возвращается домой с пустыми карманами, а бывает, что зарабатывает 2000-3000 драмов. Черная «Волга» останавливается рядом с металлическим домиком-вагончиком. На нем сзади написано «продается», а в углу сложены тапочки и обувь.
К нашему приезду все шестеро детей Армена уже стояли рядом с вагончиком. На наше приветствие ответили с опозданием. Жена Армена Эльмира Карапетян пояснила, что дети стесняются, поэтому с трудом вступают в беседу. Спрашиваем имена. И опять нам отвечает Эльмира: Вера, Анаит, Гаяне, Ани, Норайр, Нарек. Старшая Вера учится в 5-ом классе, Анаит – в 4-ом, Гаяне – в 3-ем, Ани – в 1-ом. Норайр и Нарек в школу не ходят – им 4,5 и 2,5 года.
Перед вагончиком висит белье, а напротив находится хлев, где Закаряны держат четырех телят. «Они уже выросли, это бычки. Места мало, но что поделаешь. Сейчас корова стоит дороже, чем наш вагончик»,- сказала Эльмира.
Прежний вагончик Закарянов несколько месяцев назад сгорел, а новый выделила областная администрация.
Армену Закаряну 36 лет, он из села Джрарби Армавирской области. Его жене Эльмире 32 года. Она из села Акнашен той же области. Мать Армена из того же села, что и Эльмира. Армен встретил свою будущую жену, когда приезжал в гости к бабушке. Они поженились в 2004-ом. В Акнашене обосновались 8 лет назад. Тогда семья жила в вагончике, а потом Армен начал строить рядом с ним дом. Строительством занимался сам. Через 8 лет дом был готов, однако через несколько месяцев, 11 февраля, в доме произошел пожар.
Дом, который строился 8 лет, сгорел за один день
«Меня дома не было, дети находились в школе, а Эльмира пошла в колледж за Ани. По подороге ей вдруг сообщили, что дом горит. Причиной было электричество»,- рассказывает Армен. Во время пожара в доме были Норайр и Нарек. Пока Эльмира добежала, Норайр сумел спасти брата – вынес его на руках из горящего дома.
Во время нашей беседы я смотрю на сгоревший дом. Армен рассказывает, что рядом со старым вагончиком построил комнату, чтобы дети спали в сухом помещении. Администрация Армавира выделила Закарянам железный вагончик. «Я был настолько растерян, что даже не спросил, останется ли он нам. Но думаю, что это уже наш вагончик»,- отметил Армен.
«Главное быть счастливым, даже если живешь в вагончике»
Закаряны люди немногословные. Живут в маленьком помещении, где любое время года – нежеланный для них гость.
В вагончике с трудом умещаются три кровати. Дети пока маленькие, поэтому спят по трое на одной кровати. Во время дождя с крыши льется вода. Тогда приходится подставлять тазики. А в теплое время года в вагончике бывает очень душно.
Супруги не хотят жаловаться на условия жизни, говорят, «все будет хорошо». По словам Эльмиры, иногда в доме не бывает еды. Это обычно случается тогда, когда Армен болеет и не может идти на работу. «У Армена проблемы со здоровьем…» — начинает Эльмира, но Армен ее прерывает и просит сменить тему. Мы молчим, потом спрашиваем: «Чем он болен?» «У него очень часто болит спина. Иногда боли бывают настолько сильные, что он не может двигаться. Тогда приходится делать укол»,- рассказала Эльмира.
Закаряны хоть и бедствуют, но не жалуются. Они всегда подчеркивают, что работают. В прошлом году на своем приусадебном участке посадили помидоры. Потратили на это около 25 тысяч драмов, а получили всего 2 ящика помидоров. «Потратили 25 тысяч, а помидоров получили на 15 тысяч»,- сказала моя собеседница.
В этом году они вырастили в основном баклажаны и кукурузу. Из-за засухи урожая получили мало. «Ничего, как-нибудь перебьемся. Я оптимист»,- сказала Эльмира.
На шестерых детей семья получает пособие в размере 61.000 драмов. Но после пожара им уже 4 месяца пособие не выдавали. «В социальной службе Эчмиадзина ссылаются на документы. Мне говорят: принесешь все документы, тогда дадим. А я им объясняю, что бумаги сгорели, это же не от нас зависит. Сейчас пытаемся собрать документы. По закону нам полагается не выплаченные за 4 месяца деньги»,- отметила Эльмира. Вместе с Эльмирой мы шагаем по узкой тропинке их участка. Дети собрались возле абрикосового дерева. «Это не наши деревья. Наш участок заначивается там, где растут кукурузы»,- пояснила Эльмира.
«Есть люди, которые живут в доме, но между нет согласия»
«Есть люди, которые мне говорят: вы трудно живете, почему родили столько детей? Чаще всего я не отвечаю, но иногда говорю: какое ваше дело. Зато в глубине души я знаю, что мои дети – это мое богатство. Когда я болею, стоит дочке сказать мне «джан», и боль сразу проходит»,- сказала, глядя на играющих детей, 32-летняя женщина.
Если кто-то из детей покупает в школе что-нибудь вкусное, то обязательно делит на 6 частей. Если кто-то болеет, остальные члены семьи «места себе не находят». Вера и Ани хотят стать врачами, Анаит – парикмахером, Гаяне – журналистом, Норайр – полицейским, а Нарек пока не знает и улыбается.
«Есть люди, которые живут в доме, но между ними нет согласия. А есть люди, которые живут в вагончике… например, мы… За все это время мы ни разу не поссорились друг с другом. Живем в вагончике, но важно не это, а то, что в семье царят любовь и тепло»,- улыбается Эльмира.
Во дворе было сложено 3,5 кубометра дров, которые Закаряны купили благодаря помощи людей. Один кубометр стоит 20.000 драмов. «Другой возможности отапливать дом нет»,- говорит Армен. Во дворе стояли также два мешка кукурузы – урожай за этот год.
Оба брата Армена работают в России. В свое время у него тоже была возможность уехать, но он не уехал. «Армен без детей не может»,- объяснила Эльмира.
Источник: hetq.am