После эскалации ситуации в Карабахе и на армяно-азербайджанской границе в сентябре армянские власти сделали ряд заявлений, которые вызвали в Баку ажиотаж. Сначала Серж Саргсян заявил, что Карабах – это неотъемлемая часть Армении, и РА будет защищать безопасность Карабаха. Затем министр иностранных дел Эдвард Налбандян заявил в парламенте, что если Азербайджан продолжит военные провокации, то Армения предпримет соответствующие шаги, вплоть до признания НКР.
Азербайджанский МИД и президентская администрация нервно отреагировали на эти заявления, хотя никаких аргументов против признания не представили. Кроме того, азербайджанские СМИ стали обращаться ко всем, кто попадется под руку, с просьбой прокомментировать заявления Армении.
В ход были пущены уже исчерпавшие свой авторитет Мэтью Брайза и некоторые российские политологи. Очередь дошла до американского сопредседателя Минской группы Джеймса Уорлика. Азербайджанское агентство Тренд опубликовало интервью, в котором Уорлик, якобы, заявляет, что в случае признания Карабаха со стороны Армении Азербайджан начнет военные действия.
Эти слова приведены не в кавычках, а косвенной речью, что вызывает сомнения в достоверности ссылки, тем более, что уравновешенный Уорлик вряд ли стал бы грозить Армении войной от имени Азербайджана.
Однако, проблема не в чистоплотности азербайджанской журналистики, а в том, что признание Арменией Карабаха в Баку считают реальным и опасным. Это будет значить конец переговоров, в ходе которых Баку, с помощью тех или иных союзников, пытается добиться уступок от Армении. Это означает также признание сложившегося статус-кво, которое Баку считает недопустимым для себя.
Налбандян говорит, что признание последует в случае продолжения военной авантюры Азербайджана. Эти авантюры продолжаются – сегодня, например, МО НКР рапортовал об очередной диверсионной вылазке со стороны Азербайджана.
Но пойдет ли Армения на такой шаг, если Азербайджан утихомирит амбиции и перестанет провоцировать? Нынешний статус-кво настолько хрупкий, что его нужно укреплять и без военного повода. Для этого нужна политическая воля Армении и способность руководствоваться в первую очередь своими национальными интересами. Эти интересы в какой-то момент продиктуют акт признания независимости НКР.
Источник: «Лрагир.ам»