Домой Азербайджан Было страшно быть в Баку армянином в январе 1990 года

Было страшно быть в Баку армянином в январе 1990 года

240
0

Было страшно быть в Баку армянином в январе 1990 года23 года прошло с кровавых январских событий в Баку, поставивших конец проживанию армянской общины Азербайджана. Каждый год 13 января азербайджанскую прессу захлестывает настоящая истерия по поводу «бакинских событий 1990 года», когда по разным оценкам было избито, изувечено, изнасиловано и убито несколько десятков армян. Их крестный путь закончился в Красноводске, куда смогли перевезти выживших в резне. Озверевшую толпу ничему не надо было учить – она уже действовала теми же методами в Сумгаите, Кировабаде, армянских селах. Очередь столицы Азербайджана пришла в последний момент. Верхом цинизма прозвучали слова Михаила Горбачева: «А вы подумали о 200 тысячах армян Баку» и фактически развязали руки азербайджанскому Народному фронту.

События января 1990 года были предопределены, они были неизбежны, к сожалению. И за это мы тоже должны сказать отдельное спасибо Гейдару Алиеву. Вот только сына он не смог научить адекватно реагировать на меняющуюся ситуацию в мире. Наверное, старался, но не получилось – Ильхам больше тяготел, да и сейчас, наверное, тяготеет к умножению собственного богатства, нежели к государственным заботам.

А теперь немного истории. Настоящей, а не придуманной присными клана Алиевых. За организацией «черного января» 1990 года стоял Гейдар Алиев, стремящийся к власти любым путем, в том числе – через кровопролитие собственного народа. Алиеву были выгодны эскалация напряжения, массовые погромы и ввод войск в Баку.

Вот что пишет Кирилл Столяров о роли Гейдара Алиева: «Особая роль в организации и осуществлении Бакинских погромов принадлежит Гейдару Алиеву, бывшему в то время уже живущим в Москве почетным советским пенсионером. Несмотря на возраст – 66 лет и отставку, он оставался фигурой, весьма сильно влияющей на умы азербайджанцев. Общеизвестно, что именно с ним советовался в те январские дни Горбачев, которого беспокоила отнюдь не льющаяся в Баку потоками армянская кровь, а то, что к власти в Азербайджане достаточно успешно рвался Народный фронт». В своей книге “Распад” в разделе “За кулисами трагедии” Столяров приводит разговор, который произошел у Алиева с одним из наиболее одиозных лидеров погромщиков из НФА небезызвестным Нематом Панаховым после того, как Москва решила ввести в Баку войска. В книге приводится следующее свидетельство Панахова об этом разговоре: в ответ на вопрос – не слишком ли дорогую цену придется заплатить за попытку НФА захватить власть, Алиев говорит: “Чему быть – того не миновать”. А затем осведомился: “Трупов испугались?”. И добавил со светлой печалью: “Кровь невинных жертв пойдет на пользу азербайджанскому народу”.

А вот пишет политолог Зардушт Ализаде: «После Джалилабадского погрома и отмены Верховным Советом Азербайджана обсуждения проекта избирательного закона прозвучал еще один аккорд близящейся трагедии: фронтисты Нахичеванского отделения НФА разрушили государственную границу СССР. На конференции 6-7 января 1990 года член Правления Неймат Панахов раздавал отдельным делегатам, как сувенир, пятнадцатисантиметровые куски колючей проволоки, срезанные на государственной границе СССР, как символ конца режима «русской империи», разъединявшим две части одного народа. Он старался приписать себе всю заслугу этого героического деяния, но я знал, что если все эти процессы идут под руководством ЦК КПСС, то координацию и непосредственное руководство, через свою агентуру, осуществляет Гейдар Алиев. Знал, и кто был его главным человеком в НФА – Абульфаз Алиев (впоследствии – Абульфаз Эльчибей). Знал, что роль Неймата Панахова – мальчик на побегушках. Не мог Неймат быть главным исполнителем в серьезной операции, имевшей ключевое значение в реализации «тбилисской модели» в Азербайджане.

Вообще Азербайджан все больше и больше напоминает оруэлловскую Океанию. «Пятиминутка ненависти» растянулась на 23 года и, наверное, это не предел для Баку, который с завидным упорством и постоянством продолжает распространять мифы о «резне азербайджанцев» руками армян. Алиевский клан, во что бы то ни стало, хочет убедить в «невинности и наивности азербайджанцев», которые подверглись этнической чистке в Армении и Баку.

Из года в год рассказываются леденящие душу истории, как убивали азербайджанских детей в Армении, жгли дома и тому подобное. Не будем повторять бессмыслицы, они хороши только для некоторых азербайджанских лидеров, которые за последние годы так и не смогли войти в цивилизованную семью народов. Подобная животная ненависть, пестуемая в Азербайджане, по большому счету, не должна удивлять ни Армению, ни мировое сообщество. Заявления о том, что весь мир «отмечает скорбную дату ввода советских войск в Баку» смешны, но упаси нас Бог смеяться над чужим горем. Алиеву мешает нефть, которая является благом только для цивилизованных стран, Восток она развращает, порождает паразитирующее население, диктаторов, которые держат народ в страхе и унижении. Все это в полной мере относится к Азербайджану, проигравшему войну, но так и не нашедшему в себе мужества признать поражение.

Еще в 1988-1990 гг. были международные организации, которые осудили погромы армян в Баку и Сумгаите и даже давали этому правовую квалификацию. Особенно важна резолюция Европарламента от 7 июля 1988 г., в которой резня армян в Баку и Сумгаите называется неприемлемой частью государственной политики, в которой делается призыв к руководству СССР содействовать народу НКАО в реализации его требования воссоединиться с Арменией, частью которой она является исторически.

Напомним, что в действительности насилие в отношении бакинских армян началось еще в 1988 году и доведено до завершения лишь 13-19 января 1990 года. Власти Азербайджана не только не осудили совершивших эти погромы в Сумгаите и Баку азербайджанцев, но и присвоили им высокие государственные награды, должности. Сегодня среди представителей правящей элиты Азербайджана есть люди, чьи руки «по локоть» в крови армян.Было страшно быть в Баку армянином в январе 1990 года

На сайте karabakhrecords.info приводятся свидетельства очевидцев трагедии армян.

«Беснующиеся толпы били, по меньшей мере, 25 человек в ночь на воскресенье в армянском квартале Баку – столицы советской республики Азербайджан. Группы хулиганов совершили преступления, сообщало советское информагентство ТАСС, описывая нападения как “погромы”, направленные на армянское меньшинство в Азербайджане. Согласно предварительной информации, число убитых достигает 25.

Улица Ленина – одна из центральных в Баку, была залита кровью. Проживавшие в азербайджанской столице русские с ужасом вспоминали сцены расправы с их соседями, которые были расстреляны в упор, сброшены с балконов, сожжены заживо и даже расчленены беснующимися толпами азербайджанцев.

“Мы видели здесь самых беспощадных убийц, – рассказывал ветеран-журналист из Баку по телефону, – Нападали и на мужчин, и на женщин, на молодых и старых только потому, что они были армянами. Быть армянином в Азербайджане означало быть заранее приговоренным к смерти.

Главный психиатр Баку А. Султанов:
«Неужели те, кто бил, сжигал и хулиганил, не думали о том, что придется за все ответить. Неужели им кажется, что со слезами оставленное добро принесет кому-то счастье? Никогда!»
Газета «Бакинский рабочий», 1990, 24 марта.

Этибар Мамедов, один из лидеров НФА:
«Я лично был свидетелем того, как недалеко от железнодорожного вокзала убили двух армян, собралась толпа, их облили бензином и сожгли, а в двухстах метрах от этого находилось районное отделение милиции Насиминского района и там было где-то около 400-500 солдат внутренних войск, которые на машине проезжали в 20-ти метрах от этих горевших трупов, и никто не предпринял попытки по оцеплению района и разгону толпы».
Газета «Новая жизнь», 1990, N 5, (14).

Генерал Александр Лебедь:
“Ловили и смертным боем били армян, заодно евреев, осетин, грузин и всех, кто в той или иной степени был на армян похож. Били, что называется, по лицу, а не по паспорту”.
Книга “За державу обидно”, стр. 252

Евгений Примаков, Председатель Верховного Совета СССР:
Мы были свидетелями, как при создавшейся ситуации, когда начавшиеся дикие антиармянские погромы привели к многочисленным человеческим жертвам, в считанные дни десятки тысяч армян лишились крова, были депортированы из республики”
Из выступления на сессии Верховного Совета СССР 5 марта 1990 года.

Лейла Юнусова, в 1990г – член правления “Народного фронта”:
“Акции эти были поддержаны официальным руководством, которое еще прошлой осенью называло “Народный фронт” экстремистами, преступниками, а сейчас прекратило нападки, поскольку идеи правого крыла Фронта ему близки. Руководство республики закрывает глаза и на стремление правого крыла продолжить конфронтацию с Арменией. За примерами далеко ходить не надо: в Баку сожгли армянскую церковь, причем милиция не реагировала на этот акт вандализма…”
Из интервью агентству CIA январь, 1990г.

Николай Петрушенко, народный депутат СССР, полковник:
“Как очевидец тех событий, я скажу, что весь Баку прекрасно знал, что в город будет введен комендантский час и что введут войска. А тут, в этом зале, руководители республики корчат из себя невинных, мол, не знали, не ведали, что войска войдут в Баку. При этом они в разгар погромов без конца обращались в Верховный Совет с просьбой о введении чрезвычайного положения на местах, в районах, но только не в Баку. Не потому ли они так поступали, что хорошо знали: “Народный фронт” фактически ввел “свой” комендантский час и “свое” чрезвычайное положение в Баку?!”
Из выступления на сессии ВС СССР 5 марта 1990года.

Вадим Бакатин, министр внутренних дел СССР:
“Руководство Азербайджанской ССР и, в частности, соответствующие органы не могли не знать, что на специально организованном митинге была заведомо организована провокация: мол, армяне убивают азербайджанцев. И тотчас же пять тысяч митингующих разбрелись по городу, имея на руках адреса армянских квартир. В этой ситуации трудно было что-либо предпринимать, особенно если учесть, что действия внутренних войск всячески блокировались тем, что бандиты прикрывались женщинами и детьми как живым щитом”. “Какие уроки извлекли азербайджанские власти из этой трагедии?”, и сам ответил: “Никаких”.
Из выступления на сессии ВС СССР 5 марта 1990года.

Роберт Кушен, докладчик правозащитной организации Human Rights Watch:
“Погромы не были полностью (или, возможно, не полностью) стихийными, так как погромщики имели списки армян и их адресов”.
Conflict in the Soviet Union: Black January for Azerbaidzhan, Human Rights Watch, May 1991.

Гарри Каспаров, чемпион мира по шахматам:
“Армянские погромы в Баку никем не пресекались, хотя в городе было 11 тысяч солдат внутренних войск. Там находился первый заместитель министра внутренних дел СССР Лисаускас, а потом, чтобы курировать ситуацию от ЦК КПСС, прибыл и Примаков. Но никто не вмешивался до тех пор, пока зачистка не была произведена. Причем это не в местечке были погромы, а в огромном столичном городе, где стоят многоквартирные дома. В таком мегаполисе, как Баку, вести точечные операции толпа просто так не может. Когда погромщики целенаправленно идут из района в район и из квартиры в квартиру, это означает, что им дали списки, что есть ведущий. Заходили в армянские квартиры, грабили, убивали, насиловали. Кого-то из окон выбрасывали… Точного количества жертв я не знаю, но, по имеющейся информации, около 120 человек погибло.”
Газета “Бульвар Гордона”, 2 декабря 2008 г.

Дмитрий Язов, министр обороны СССР:
“…на 49 трупов специально вырыли 150 могил. И все это делалось, чтобы снять с себя ответственность. Придуманные в пропагандистских целях слухи тотчас же попадали в эфир и на страницы печати. Их слова громко повторяла товарищ Кафарова, обвиняя нас в введении чрезвычайного положения. Уважаемый шейх выразил возмущение, якобы в тело одной старухи солдаты выпустили 73 пули. Я говорю уважаемому шейху, что этого не может быть, давайте организуем официальное вскрытие, как это положено по закону. А уважаемый шейх мне отвечает, что у них свой мусульманский закон, который запрещает вскрытие”.
Из выступления на сессии ВС СССР 5 марта 1990года.

Алексей Васильев, офицер советской армии:
“Еще не введен комендантский час, еще не введены войска, а армяне толпами ломятся на КПП с просьбой защитить, пропускаем по паспортам, где, как известно, указана национальность. Куда их девать? Где селить? Чем кормить? Командир группы, Ромка, азербайджанец по национальности, выходит по заданию «Особняка» в город, в гражданке. По возвращении сразу просит водки. Психует.
Видел, как с балкона многоэтажки выбрасывали женщину. Голую. В костер из мебели. Мебель, понятно, из ее же квартиры. А потом. . . Потом боевик из Народного фронта размахивал с балкона ушами этой женщины. Если кто не понял, повторяю: это свидетельство азербайджанца, офицера, участника афганской войны, он был в шоке”.
«Бакинские зарисовки», 1990г. Опубликовано на сайте artofwar. ru
И таких свидетельств десятки…

Карине Тер-Саакян

Источник: hayasanews.com