Москва формирует новую коалицию по борьбе с “Исламским государством”
Министр обороны Сергей Шойгу сообщил президенту Владимиру Путину об эпохальном событии — впервые в реальной боевой операции против “ИГ” применены крылатые ракеты для удара по наземным целям.
Корабли Каспийской флотилии провели 26 пусков по 11 целям: пунктам управления, складам боеприпасов, техники и тренировочным лагерям боевиков. По данным Шойгу, все цели уничтожены, гражданские объекты не пострадали. Полет крылатых ракет комплекса “Калибр НК” осуществляется на расстоянии около 1,5 тыс. км и высоте до 50 метров с огибанием рельефа местности. Президент Путин оценил эту акцию как свидетельство “хорошей подготовки предприятий оборонно-промышленного комплекса и хорошей выучки личного состава”. Но дело не только в возросших военно-технических возможностях России. Сегодня ситуация вновь радикально изменилась. Вопреки ожиданиям США, их западных партнеров и даже некоторых бывших советских республик, РФ на Ближнем Востоке действует так, как, по их мнению, “не должно было быть”. Между тем еще в 80-х годах во время операции в Афганистане самолеты с баз в центральной России бомбили цели моджахедов, (правда, в большинстве случаев бомбардировщики дальней авиации взлетали с аэродрома близ Мары в Туркмении и из Закавказья). Сейчас Мары отпадает, а пролет через воздушное пространство того же Азербайджана выглядит проблемным. Если верить сообщениям некоторых бакинских СМИ, чтобы попасть в Сирию, российская авиация якобы пролетала над воздушным пространством Азербайджана. Другие пишут о том, что Баку отказался давать такое разрешение. Ясности в этом вопросе нет.
Однако есть другое. На днях Баку посетила делегация во главе с начальником Генштаба ВС Турции, генералом Хулуси Акаром. Этот визит пришелся на момент завершения в Армении учений ОДКБ “Нерушимое братство”. Учитывая тот факт, что на линии соприкосновения войск Азербайджана и Армении в Карабахе не прекращаются столкновения, генсек ОДКБ Николай Бордюжа заявил: “Для нас совершенно неприемлемо, когда из тяжелого вооружения обстреливаются мирные населенные пункты. Настораживает, что на многочисленные заявления Совета коллективной безопасности и Совета министров иностранных дел ОДКБ реакции со стороны ваших соседей (Азербайджана. — С.Т.) не последовало”. При этом Бордюжа подчеркнул, что “международная общественность должна сделать все, чтобы не допустить дальнейшего обострения”, добавив, что “с учетом ситуации в Сирии, Ираке и других странах еще одна “горячая точка” никому не нужна”. Из этого следует два вывода. Первый: Баку решил не реагировать на заявление глав МИД стран ОДКБ. Второй: Бордюжа выстроил в один понятийный ряд сирийский, иракский и карабахский конфликты, что позволяет предположить вероятность перетекания этих конфликтов друг в друга. Кстати, отвечая на вопрос, почему ОДКБ не вмешивается в ситуацию, Бордюжа многозначительно отметил, что “организация может вмешаться, если какая-то из стран — членов ОДКБ не в состоянии обеспечить самостоятельно свою безопасность, но для этого нужно обращение самого государства”. По его мнению, “у армии Армении есть все возможности, чтобы обеспечить безопасность, стабильность и территориальную целостность своей страны”.
В то же время Азербайджан воздерживается от реакции на события в Сирии, поскольку оказался на стороне Турции против Ирана и России. Много надежд в Баку связывали с присоединением Турции к возглавляемой США коалиции по борьбе с ИГ, что предполагало и тесное сотрудничество Азербайджана с ЕС и США. С появлением российской военной авиации в Сирии ситуация кардинально меняется. После инцидента с нарушением турецкого воздушного пространства российским самолетом Анкара предприняла попытку дискредитировать миссию Москвы в Сирии. Премьер-министр Ахмед Давутоглу заявил, что якобы лишь 2 из 57 ударов российской авиации были направлены на ИГ, хотя ранее почти в том же Анкара обвиняла авиацию США и их союзников. А президент Реджеп Эрдоган пригрозил России потерей дружественных отношений между двумя странами, уточнив, что “нападение на Турцию приравнивается к нападению на НАТО”. В ответ Москва предложила Анкаре провести переговоры с Минобороны США для предотвращения недоразумений в Сирии, создать единый координационный центр. Не случайно Шойгу сообщил Путину, что Минобороны РФ и Пентагон могут провести очередную встречу для координации действий в Сирии. Это первые кирпичики новой коалиции против ИГ. Баку же, на наш взгляд, опасается, что по ходу развития событий в Сирии Россия добьется решения использовать аэродром в Степанакерте для своей боевой авиации в качестве аэродрома-подскока. В конце концов, на Большом Ближнем Востоке ничего исключать нельзя. Впереди еще немало геополитических сюрпризов.
Станислав ТАРАСОВ
«Новое время»