Ситуация в Сирии, где вот уже 4 года полыхает кровопролитная война, активизация мрачных исламистских сил, положение сирийской армянской диаспоры и армян на Ближнем Востоке в целом давно уже находятся в фокусе внимания наших СМИ и экспертов. Однако последние события и их оценки вызывают недоумение.
Начнем с того, что недавно президент Серж Саргсян в ходе своего участия в сессии Генассамблеи ООН в Нью-Йорке дал совершенно однозначную характеристику происходящему. Отметив, что творимые на Ближнем Востоке “нечеловеческие зверства” уже привели к необратимым последствиям, в том числе к уничтожению образцов армянского духовного и культурного наследия, гибели и бегства многочисленных армян, президент поддержал участие России в сирийском конфликте. Это, по его словам, принесет пользу не только местным армянам, но и всему сирийскому народу. С аналогичными высказываниями выступил и глава МИД Эдвард Налбандян. Кроме того, представители армянских общин Сирии, Ливана, России, Украины, Польши, Черногории и Сербии обратились к Генсеку ООН Пан Ги Муну с призывом перестать называть террористическую группировку “Исламским государством”, так как это создает основу для ксенофобии и религиозной нетерпимости, и включить ее в список международных террористических и экстремистских организаций, закрепив такое решение резолюцией Генассамблеи ООН.
А теперь посмотрим, что на этом фоне происходит у нас — на поле неофициальном. Нет, конечно же, наши медиа и эксперты уделяют происходящему в Сирии немалое внимание. Но в основном разговор идет в различных геополитических аспектах проблемы. Хорошо ли делает Россия, расширяя свое участие в борьбе с исламистами, как это повлияет на мировую обстановку в целом, на отношения Москвы с Западом…
Вероятно, все это важно и интересно, да только вряд ли слишком актуально для нас. Все последние годы мы только и твердим о том, что война в Сирии и в Ираке ставит под удар армянские общины этих стран, которые постепенно уходят в небытие. Мы хвалим курдов, которые в своем Иракском Курдистане дали приют нескольким тысячам армянских беженцев. Мы предметно и резко критикуем Турцию, которая сыграла огромную роль в становлении террористического образования и до сих пор продолжает тайно помогать исламистам. Достаточно вспомнить, что удары по Кесабу и по Алеппо нанесены и наносятся джихадистами благодаря многосторонней поддержке Анкары. Теперь вот в сирийском конфликте возник новый и очень существенный российский фактор. Благодаря российским бомбардировкам и обстрелом крылатыми ракетами боевики несут ощутимые потери, их силы уменьшаются. Ободренная такой поддержкой, активизировалась и правительственная армия президента Асада. Полагаем, в существующей ситуации это — самое лучшее, что могло бы случиться в контексте интересов армянской диаспоры. Ведь дальнейшее наступление “халифата”, его выход к Средиземному морю практически уничтожил бы отнюдь не только существующий в стране режим, но и само сирийское государство. Со всеми вытекающими для местных армян кровавыми последствиями. И не только для них. После падения Сирии неизбежно пришел бы черед Ливана, где до сих пор проживают не менее 100 тысяч наших соотечественников. Затем — Иордания, очень вероятно, что и Египет, далее — везде. В России все это отлично понимают и знают, что если джихадистов сегодня не задавить в их гнезде, завтра они появятся в Средней Азии, на Северном Кавказе, в Азербайджане. Сколько наших людей окажутся под ударом — страшно даже подумать. И вот на таком фоне идут глубокомысленные политологические разговоры, мало что общего имеющие с конкретикой происходящего. Более того — иные прозападно ориентированные эксперты даже намекают, что зря Россия во все это вмешалась, не к добру, самой же плохо будет… Да разве ж в этом дело?! Россия сама знает, как ей поступать, и поучать Кремль отнюдь не надо — пора бы от этой смешной провинциальной привычки отказаться. Во-вторых, не нам решать, кто есть президент Башар Асад — законный руководитель или “кровавый палач”. Вердикт по этому вопросу вынесет сам сирийский народ. Но нам хорошо бы не забывать, что Асада ненавидят в Анкаре, а это само по себе означает, что, стало быть, не так он уж и плох. Для нас — во всяком случае.
Тему можно было бы еще долго продолжать, но, думаем, все и без того совершенно ясно. Армянскому обществу и нашим СМИ пора бы четко, твердо и недвусмысленно поддержать действия Москвы в Сирии. Это диктует и элементарный долг в отношении союзника, и понимание того, что Россия — пусть и решая свои вопросы — спасает десятки, сотни тысяч армян региона от уничтожения и изгнания. Мы просто обязаны оценить все это по достоинству.
Армен ХАНБАБЯН
«Новое время»