Ни у сопредседателей, ни у мониторов ОБСЕ, находящихся в зоне конфликта, нет возможности установить виновных без проведения соответствующих расследований инцидентов в зоне карабахского конфликта. Об этом заявил российский сопредседатель Минской группы ОБСЕ Игорь Попов в интервью АПА.
По его словам, стороны конфликта неоднократно декларировали свое стремление урегулировать конфликт, решать спорные вопросы мирными, политико-дипломатическими средствами. Однако в последнее время очевидна активизация вооруженного противостояния на границе и линии соприкосновения с использованием артиллерии, крупнокалиберных пулеметов, реактивных установок залпового огня. Значительно увеличилось число потерь, в том числе среди гражданских. При этом ответственность за нарушение договоренности о прекращении огня традиционно возлагается сторонами друг на друга.
«Однако, ни у сопредседателей, ни у мониторов ОБСЕ, находящихся в зоне конфликта, нет возможности установить виновных без проведения соответствующих расследований», отметил российский сопредседатель.
«Хотел бы напомнить, что еще в 2011 г. на встрече Президентов Азербайджана и Армении, проведенной при посредничестве Президента России, было условлено проводить расследования вооруженных инцидентов. В этой связи наша «тройка» вместе с послом А.Каспшиком разработала и представила президентам проект механизма проведения расследований вооруженных инцидентов в зоне нагорно-карабахского конфликта. После его рассмотрения на трехстороннем саммите в Сочи в январе 2012 г. президенты поручили сопредседателям продолжить работу над документом. Механизм был в основном доработан вместе с военными экспертами ОБСЕ и вручен сторонам. Полагаю, что его практическое задействование позволило бы дать ответ на Ваш вопрос», — отметил посредник, добавив, что наличие такого механизма заставило бы лишний раз подумать перед тем, как инициировать нарушение режима прекращения огня.
«Если говорить о мерах укрепления доверия, то их не стоит ограничивать только военной сферой. В свое время при активном российском посредничестве стороны договорились способствовать развитию гуманитарных контактов. Исходили из того, что налаживание диалога между представителями интеллигенции, научных и общественных кругов могло бы оказать позитивное воздействие на атмосферу переговоров. Состоялось несколько таких встреч. Нельзя сказать, что всегда все удавалось. Были и результативные обсуждения, были и неудачи. Полагаю, что очень важно постараться избежать политизации такого общения, чтобы не превратить его в площадку для сведения счетов», — отметил российский дипломат.