В четверг премьер-министр Овик Абраамян и находящийся в Армении первый вице-президент ИРИ Эсхак Джахангери встретились в Геой Джами — Голубой мечети — памятнике иранской архитектуры XVIII века, а в последние годы — Центре персидской культуры. Отметили 250-летие ее основания.
О.Абраамян в своем выступлении отметил, что армянский и иранский народы объединены тысячелетней историей и культурными связями, которые будут продолжаться в дальнейшем. Премьер-министр поблагодарил иранскую сторону за бережное отношение и реставрацию армянского культурного наследия в Иране — церквей, монастырей и других памятников. Так, монастыри Св.Татевоса и Св.Степаноса уже внесены в список всемирного наследия. В свою очередь Армения намерена представить в список ереванскую Голубую мечеть.
От Еревана XVIII века и средневековья памятников архитектуры и культуры сохранилось очень мало. Обидно мало. Вообще, несмотря на 2797 лет со дня основания, отсчет датировки городской застройки Еревана, очевидно, надо вести от конца XVII века, точнее — от землетрясения 1679 года, определившим некоторый рубеж, который и положил начало создания города. Разрушения были огромные, мало что уцелело, а погибли не менее восьми тысяч человек…
В 1764-1765 гг. сардар Хуссейн Али Хан, правивший Ереваном в 1702-1783, заложил Геой меджид, ведь заметную часть населения тогдашнего города составляли персы — иранцы. По тем временам огромное сооружение. Она оказалась не только самой большой, но и самой красивой и единственной в Армении. Это была типичная шиитская мечеть, весьма напоминающая одну из мечетей Тавриза. Комплекс представлял в плане почти квадрат с двумя куполами и минаретом. Минарет исключительно красив и вносил в панораму старого Еревана приятную вертикаль. Ориентир. (Кстати, в некоторых безграмотных материалах, размещенных в интернете, утверждается, что мечеть имела четыре минарета, три из которых были разрушены после Отечественной войны. Чистая липа: Геой мечеть всегда имела лишь один минарет.)
Имела мечеть и свой гостиный двор для торговцев, ведь в двух шагах располагался главный городской рынок — хантар. В наше время там по генплану обустроили площадь Шаумяна. Мечеть построена из кирпича, кирпичные стены возводились на туфовом основании. Основание минарета тоже из туфа. Во дворе мечети был разбит опять же типичный иранский сад с бассейном и фонтаном посередине. Этакий райский уголок в жарком Ереване. Сады занимали важное место в политической, общественной и культурной жизни Персии — Ирана. Они были разделены на четыре сектора и представляли модель Вселенной. Сады были живым пространством, где гармонично сочетались природа и архитектура. С начала XX века двор Голубой мечети облюбовала публика: здесь пили чай, закусывали, слушали музыку и журчание фонтана. В советские годы здесь тусовались люди культуры, в частности Егише Чаренц. После войны тут появились настоящие боевые пушки — любимая игрушка детворы.
Скажем прямо, мечети крупно и счастливо повезло. Советская власть ее не уничтожила в отличие от других культовых сооружений города. В 1930 году ее хотели было снести, но интеллигенты заступились и спасли. Говорят, спас Егише Чаренц, посоветовавший устроить тут чуть ли не арсенал. Хорошо бы так. Но кто это докажет?
Просторные помещения мечети служили разным целям, пока там наконец не разместился Музей г. Еревана, а позже Музей природы. В малом куполе был открыт планетарий. Музеям было не слишком комфортно — мечеть порядком обветшала, сырость пронизывала все помещения и снизу, и сверху. К тому же уровень окружающей мечеть земли со временем поднялся, особенно со стороны нынешнего проспекта Маштоца, что добавляло разрушительной сырости. Перманентные ремонтные работы мало помогали. Экспонаты музеев портились — прели и плесневели… Купол планетария рухнул… Наконец мечеть в начале 90-х освободили от музеев, которым еще несколько лет места в суверенной столице никак не могли найти.
Как бы то ни было, в 1995-м был заключен договор с ИРИ о реставрации мечети. Главные работы проводили иранские специалисты организации “Джанбазан и мостазафин”. В частности, реставрировали купола и портал главного молитвенного помещения, покрытые дивной красоты изразцами, складывающимися в гигантский “ковер”. Многие изразцы пришлось заново изготовлять, причем вручную. Реставраторы провели гидроизоляционные работы, также заменили все трухлявые, прогнившие кирпичи. Мечеть буквально восстала из праха, ведь до реставрации она была окружена гаражами, кучами мусора и бурьяном. Ереван заново обрел замечательный памятник сафавидско-каджарской архитектуры. И частицу своей истории, от которой нельзя отвернуться.
«Новое время»