История непредсказуема. По ее воле 135 лет назад пересеклись судьбы двух разных людей: простой мещанин из провинциального Слуцка Ипполит Млодецкий совершил дерзкое покушение на высшее должностное лицо Российской империи графа Михаила Лорис-Меликова. Нашумевший на всю Россию теракт не удался. Покушавшегося схватили и после скоротечного суда публично повесили на Семеновском плацу в Санкт-Петербурге. Кем был Ипполит Млодецкий и почему он посягнул на жизнь другого человека? — ответ пытается найти российский портал kurjer.info (15.10.15).
Революционное нетерпение
Ипполит Иосифович Млодецкий (1855-1880) родился в Слуцке в семье еврея-торговца. Родители определили сына на учебу в Слуцкую гимназию. Однако юноша был исключен из выпускного класса за политические взгляды. В гимназии в то время существовал нелегальный кружок самообразования, члены которого распространяли революционную литературу. Ипполит Млодецкий считал себя социалистом, был сторонником организации народников “Земля и воля”, а позже отколовшейся от нее и делавшей ставку на террор “Народной воли”.
На этой почве произошел разлад с семьей. Зарабатывая на жизнь частными уроками и работой письмоводителя, он постоянно испытывал нужду. Не найдя в Слуцке единомышленников, летом 1879 года молодой человек направился в столицу Российской империи. По сведениям Петра Альбединского, виленского генерал-губернатора, Ипполит Млодецкий по дороге посетил Виленское духовное братство и “приготовлялся там к восприятию святого крещения, крещен и вскоре отправился в Петербург”.
В столице он сблизился с революционными народниками, пытался вступить в их организацию, но принят не был. По данным жандармерии, Ипполит Млодецкий “некоторое время скитался по Петербургу, несколько раз был замечен на Дворцовой площади, что повлекло подозрение в намерении совершить покушение на царственные особы”. По этой причине его выслали в Минск.
Видный деятель
Однако сделаем небольшое отступление, чтобы уделить несколько строк Лорис-Меликову.
Михаил Тариэлович Лорис-Меликов (1825-1888) родился в Тифлисе (Тбилиси) в семье армянина, ведшего обширную торговлю. Учился в институте восточных языков, потом в школе гвардейских подпрапорщиков и юнкеров. Служил на Кавказе. Принимал участие в Крымской и Русско-турецкой войнах.
Генерал от кавалерии, за боевые заслуги был возведен в потомственное графское достоинство. Военную службу удачно совмещал с административной деятельностью. Во время борьбы с чумой в Поволжье (1879) являлся временным Астраханским, Саратовским и Самарским генерал-губернатором.
В том же году стал генерал-губернатором Харьковской губернии, где перед этим народовольцы убили губернатора князя Д.Н.Кропоткина.
Загнанный в угол
Высланный из Петербурга Млодецкий сначала оказался в ранее упомянутом Виленском братстве. “Явился к секретарю, будто бы проездом в Слуцк по случаю смерти отца, в крайней бедности, что видно было по его платью. Из сумм братства выдано ему пособие 10 рублей”, — отметил в своих записях Виленский генерал-губернатор.
Прибывшего в Минск молодого человека полиция встретила враждебно и посадила под арест. Можно лишь догадываться о его душевных терзаниях: от роду 24 года, с семьей разрыв, никаких перспектив на карьеру, крайняя бедность, а ко всему отвергнут единомышленниками.
Что произошло в Минской полиции, доподлинно неизвестно, но Ипполит Млодецкий умудрился сбежать, похитив револьвер “Лефоше”. Вооруженный беглец добрался до Петербурга, где встретился с Александром Михайловым, членом исполнительного комитета “Народной воли”, и предложил свои услуги для совершения какого-нибудь террористического акта. Конкретного ответа Млодецкий не дождался.
Роковые дни
Тем временем события развивались молниеносно. Народовольцы 5 февраля 1880 года совершают очередное неудачное покушение на царя Александра II. Последовали ответные меры. В Петербург срочно вызвали Лорис-Меликова. 14 февраля 1880 года он был назначен Главным начальником Верховной распорядительной комиссии, которая была наделена фактически диктаторскими полномочиями.
Скрывавшийся в ночлежках Ипполит Млодецкий в эти дни принимает решение убить назначенного диктатора. Выбранная дата (19 февраля) — годовщина отмены крепостного права казалась ему удобной. В Петербурге по этому случаю были назначены трехдневные народные гулянья. Однако, не зная в лицо намеченной жертвы, террорист-одиночка смог осуществить свой замысел только на следующий день.
Лорис-Меликов возвращался домой после похорон графини Протасовой. Дождавшись, когда к дому подъехал экипаж, Млодецкий подбежал к вышедшему из него чиновнику и выстрелил из пистолета в упор. Лорис-Меликов заметил нападавшего и оказал сопротивление. Это спасло чиновнику жизнь. Пуля прошла по касательной, пробив шинель и мундир. Млодецкого схватили. Сразу началось следствие. Его результаты были оформлены уже к ночи.
Суд и казнь
На следующий день, 21 февраля, состоялся суд. В его протоколе отмечено: подсудимый показал, что действовал в одиночку, заявил о своей солидарности с народовольцами; “Я социалист, разделяю вполне их убеждения, но знакомых моих и друзей не назову”. К процедуре суда отнесся с пренебрежением, “сидя на скамье, отвечал, что ему надоела эта комедия. Давать более никаких объяснений не будет”.
Председатель суда удалил его из зала и вернул назад только для объявления смертного приговора.
Известный писатель Всеволод Гаршин, узнав о приговоре, добился свидания с Лорис-Меликовым, просил о помиловании осужденного. Безрезультатно.
Публичная казнь состоялась 22 февраля на Семеновском плацу в одиннадцать утра. По сохранившимся ее описаниям Млодецкий держался мужественно; с улыбкой поднялся на эшафот и крикнул собравшейся толпе: “Я умираю за вас!”
Отвергнувшая недавно его “Народная воля” в своей листовке отдала дань поведению казненного и не преминула использовать его в пропагандистских целях.
Впрочем, были и другие видения события
Писатель Федор Достоевский: “Я был свидетелем казни. Народу собралось до 50 000 человек…, глумились и кричали. Большой эффект произвело то, что Млодецкий поцеловал крест”.
Император Александр II: “Млодецкий повешен в 11 ч. на Семеновском плацу — все в порядке…”.
А вот что писали российские газеты того времени
“Голос”: “Сотни скамеек, табуреток, ящиков, бочек и лестниц образовали своего рода каре вокруг войска… За места платили от 50 к. до 10 руб.; места даже перекупались”.
“Новое время”: “Некоторые утверждали, что он будто бы улыбался. Мы не могли принять за улыбку болезненно кривившиеся черты. Лицо перестало искривляться в улыбку, которую перед тем он старался сделать. Он был сам не свой…”
P.S. Примерно через год, 1 марта 1881 года, народовольцы все же убили царя Александра II. Лидеры революционеров, выслеженные подчиненными известного нам Лорис-Меликова, вскоре и сами на том же Семеновском плацу разделили судьбу Ипполита Млодецкого.
«Новое время»