В Москве прошла конференция “Россия и Турция: укрепление многопланового партнерства. 95-я годовщина установления дипломатических отношений”, организованная Российским советом по международным делам (РСМД) и Центром стратегических исследований МИД Турции.
Думается, что в свое время, выбирая дату проведения конференции, организаторы не могли и предположить, что она будет проходить в момент одного из самых резких охлаждений отношений Москвы и Анкары. Дипломаты, политики, представители деловых кругов и экспертного сообщества двух стран под пристальным взглядом журналистов обсуждали накопившиеся проблемы и перспективы российско-турецких отношений.
А обсуждать было что — это и резкое расхождение позиций двух стран по Сирии, проблемы с реализацией проекта “Турецкий поток” и общие угрозы со стороны “Исламского государства”, антироссийская позиция Анкары по Крыму… И все это на фоне внутриполитического кризиса в Турции, кровавых терактов в стране, партизанской войны курдов, обострения отношений Россия — Запад. Да, риторика турецких дипломатов резко отличалась от недавних жестких заявлений президента Реджепа Эрдогана и премьер-министра Ахмеда Давутоглу в адрес России. Если Эрдоган в ответ на нарушение российскими самолетами воздушных границ Турции и российские авиаудары в Сирии грозил Москве начать поиски других партнеров для поставок природного газа и строительства своей первой АЭС, то практически ни один из турецких участников конференции не выступил открыто против “Турецкого потока” или строительства Россией АЭС. Но каждый из них счел необходимым затронуть тему нарушения воздушных границ Турции российскими самолетами, а также заявить о том, что в Сирии надо бомбить лишь силы “халифата”. Директор Института востоковедения РАН Виталий Наумкин в этом контексте заметил, что турецкие власти придают слишком большое значение двум случайным нарушениям со стороны российских самолетов. И напомнил о той роли, которую играет Турция в сирийском конфликте, являясь каналом массового проникновения джихадистов в Сирию, как случилось, например, при атаке боевиков на армянонаселеннный Кесаб. Многие факты свидетельствуют, что все это не случайность — турецкая армия и спецслужбы вполне контролируют ситуацию на границе с Сирией. Да и тесные экономические и политические связи Турции с боевиками не являются секретом. Так, нефть из подконтрольных “халифату” районов ИГ экспортируется в основном в Турцию, и не только бензовозами, но даже и по нефтепроводам. Мало того, первый замглавы Постоянной миссии ОБСЕ в Грузии Халил Акынджи, забыв, что его страна еще с 1975 года оккупирует Северный Кипр, бросился на защиту территориальной целостности Азербайджана.
Учитывая резкие расхождения в политических вопросах, стороны пытались делать упор на экономическом сотрудничестве. Но при этом некоторые турецкие участники говорили, что Турция не присоединилась к санкциям Запада против России в качестве жеста доброй воли. Увы, никто из российских участников не заметил в ответ, что это было в интересах турецкого бизнеса, в частности сельхозпроизводителей, которые смогли усилить свои позиции на российском рынке, к тому же на фоне ухода конкурентов из европейских стран. Говорилось и о стремлении Анкары к “экономическому развитию всего региона”. Насколько совпадают такие слова с блокадой Армении и попытками совместно с Баку изолировать ее от всех региональных проектов? Риторический вопрос.
Конференция не смогла ответить, могут ли экономические отношения привести к нормализации отношений политических. Ведь Россия не может не учитывать, что Турция является союзником США и давно выполняет роль американского форпоста в регионе. Но даже в случае ведения Турцией самостоятельно политики, Москва и Анкара будут вынуждены бороться за влияние в одних и тех же регионах (Кавказ, Ближний Восток и Центральная Азия). Об этом говорит и история. Как заметил председатель Комитета Совета Федерации по международным делам Константин Косачев, наибольшее количество войн Россия вела именно против Турции. Да и сама дата 95-летия установления дипотношений (к чему была приурочена конференция) напоминала о том, как основатель Турецкой Республики Кемаль Ататюрк, одержав с помощью советской России победу в войне с Грецией, решив проблемы со странами Антанты, получив в подарок по Карсскому и Московскому договорам территорию Западной Армении, просто “кинул” Владимира Ленина и большевиков. И вместо поддержки дела всемирной революции превратил Турцию в союзника Запада. Так что до нормализации политических отношений между двумя странами пока очень далеко.
VERELQ