Французская пресса отмечает изменение политики Турции и ее роль в сирийском конфликте. Как отмечает RFI, газеты также пишут о резком ухудшении отношений между Анкарой и Москвой. 60 лет назад Турция была принята равноправным членом НАТО. На протяжение всего периода Холодной войны Турецкая республика, тогда еще считавшая себя наследницей Кемаля, была самой верной союзницей Запада. Правда, удачно использовав спровоцированный афинскими полковниками путч против президента Республики Кипр архиепископа Макариоса, турецкая армия вторглась на остров и оккупировала почти 40% его территории.
Le Figaro напоминает, что оккупация северной части Кипра продолжается по сей день. После падения Берлинской стены Турция продолжала поддерживать Запад. Анкара принимала участие в освобождении Кувейта от иракских войск, турецкий генерал командовал международными силами в Афганистане. Однако все изменилось после прихода к власти исламо-консерваторов, партии справедливости и развития.
С 2003 года внешнюю политику Анкары определяет основатель партии Реджеп Тайип Эрдоган. Доктрину Эрдогана и его правой руки Ахмата Давутоглу газета называет «неооттоманизмом». Иными словами, Турция должна вернуть себе влияние на пространстве, где когда-то господствовала Оттоманская империя. Раньше у Запада претензии и амбиции исламо-консерваторов вызывали улыбку. Однако взгляд на Турцию изменился с тех пор, как Эрдоган начал систематически «подтачивать» стратегические отношения с Израилем, существовавшие с 1949 года. Но по-настоящему раскрылись глаза на «игры» Эрдогана с началом «Арабской весны». Именно тогда — по мнению правого издания — Эрдоган начал «игру с огнем».
Вначале он был ближайшим другом нынешнего злейшего врага Башара Асада, отказавшегося от советов «турецкого друга» по «демократизации» Сирии. В отместку Эрдоган повернул свою политику на 180 градусов и позволил джихадистам со всего мира проходить в Сирию через Турцию. Но оказалось, что заклятые враги Эрдогана курды героически защищают город Кобани, и он даже пальцем не пошевелил, чтобы прийти на помощь западным союзникам, помогавшим курдам в защите города.
Историю с Кобани Le Figaro называет «скандальной», однако на этом Эрдоган не остановился. Чтобы наказать Запад за «уроки морали», турецкий президент выпустил «на берег» сотни тысяч ближневосточных беженцев, в основном мусульман. А фотография выброшенного на берег тела сирийского мальчика сыграла свою роль — сердце германского канцлера дрогнуло, и волна мигрантов буквально захлестнула Европу.
А теперь новая история со сбитым турецкой авиацией российским бомбардировщиком. За последними событиями на сирийско-турецкой границе автор статьи в Le Figaro усмотрел желание турецкого президента убить в зародыше международную коалицию, которую французский президент хочет собрать для борьбы с террористической группировкой «Исламское государство». Когда-то замечательная страна Турция была союзником Запада. К сожалению, теперь таковой ее считать нельзя — констатирует автор статьи в Le Figaro.