Британский министр по делам Европы Дэвид Лидингтон твитнул, что накануне у него состоялась хорошая дискуссия с американским сопредседателем Минской группы ОБСЕ Джеймсом Уорликом. Между тем, посольство Армении в Великобритании распространило информацию о встречах замминистра обороны Армении Давида Тонояна в Лондоне, который представил там приоритеты безопасности Армении, пишет Lragir.am.
Дэвид Лидингтон прошлым летом посетил Армению, где пытался выяснить в ходе встреч с различными кругами, как в Армении и Карабахе воспринимаются предложения посредников, где «красная линия», которую армянская сторона не намерена пересекать.
К каким выводам Лидингтон пришел после встреч, сложно сказать, но после его возвращения в Лондон стало известно, что в Чаттэм-хаус пригласили президента НКР Бако Саакяна.
Затем в этом же влиятельном институте внешнюю политику Армении представил министр иностранных дел Армении Эдвард Налбандян, теперь в Лондоне Давид Тоноян.
Интерес Великобритании к Карабахскому конфликту не случайный. Великобритания сто лет назад была свидетелем, если не соучастником передачи Карабаха в состав новообразованного Азербайджана. Британские войска стояли в Баку, и, как свидетельствуют историки, освободивший Загнезур Андраник в решающий момент не вошел в Шуши после таинственной встречи с эмиссарами британского генерала Томсона.
А поскольку сейчас ситуация, судя по всему, возвращается к реалиям 100-летней давности, в частности, появляется вероятность пересмотра границ в регионе, Великобритания проявляет естественный интерес к процессам. Хотя этот интерес не прекращался никогда.
В 2003 году был создан британско-американский консорциум, в который на то время вошли четыре неправительственные организации. Консорциум должен был заниматься поиском путей карабахского урегулирования на так называемом уровне народной дипломатии, «трэк 2». За 12 лет работы было осуществлено немало проектов, но доверия между армянским и азербайджанским обществами как не было, так и нет.
Впрочем, понятно, что «трэк 2» имел совершенно иные задачи, и одной из них было непосредственное участие Великобритании в процессе, без членства в сопредседательстве Минской группы.
Великобритания явно решила нарастить свое участие в регионе. В какой форме это будет выражаться, сложно сказать. Несколько лет назад в Армению прибыл принц Чарльз, и это был значимый знак интереса Лондона к Армении. Теперь этих знаков становится все больше.
Если готовится политическое урегулирование Карабахской проблемы (трэк-1), то придется изменить и ее общественную платформу, а также систему безопасности в регионе. Что предлагает Великобритания Армении в качестве гарантий безопасности на случай урегулирования или замораживания конфликта?