В феврале завершается срок полномочий директора Службы нацбезопасности Горика Акопяна. Он уже давно вступил в пенсионный возраст и должен был покинуть пост, но специальным указом Серж Саргсян продлил ему срок полномочий. Теперь завершается и этот срок, и Горик Акопян должен уйти.
В армянской прессе появились сведения, что Серж Саргсян учредит специальную должность для него – представитель президента СНБ. Кто возглавит Службу, не понятно до сих пор.
Возможно, Серж Саргсян до последнего не называет имя этого человека, чтобы ничто не помешало его назначить. Не исключается, что это не известно и самому Сержу Саргсяну, учитывая то, что в спецслужбах постсоветских государств сохранилось влияние России, и вполне вероятно, что решение о назначении глав этих служб принимается если не в Москве, то при ее согласии, и Серж Саргсян пока не согласовал с Россией свою кандидатуру.
Но ситуация неопределенная и в самой Москве, где странные события происходят не только в экономике и политике, но и в сфере безопасности. Ярким тому примером является скоропостижная смерть главы ГРУ, которая, по некоторым сведениям, произошла в Ливане. Многие считают, что ГРУ постоянно пребывал в противостоянии с ФСБ, хотя есть мнение, что уже в 1990-х ГРУ де-факто оказался в подчинении ФСБ. В любом случае, очевидно, что в сфере спецслужб происходят события, которые трудно назвать «штатными».
Очевидно, что и в Армении в этом смысле происходят примечательные события. В частности, на заседании правительства Горик Акопян вмешался в разговор премьера Овика Абрамяна и министра энергетики Ерванда Закаряна и заступился за сотрудников завода Наирит, заявив внезапно, что люди не доверяют правительству.
Интересным было также назначение на пост пресс-секретаря президента Армении офицера СНБ. Но апогеем стала, конечно, операция в Норк-Мараше и арест в ее рамках Ваана Ширханяна и Гарника Маркаряна, которые сейчас находятся на пенсии, но в свое время занимали высокие посты в сфере нацбезопасности и обороны.
Кстати, на этом фоне интересные события происходят и в Азербайджане. Алиев изменил практически весь состав и структуру нацбезопасности.
Фактически, и в Армении, и в Азербайджане в сфере нацбезопасности происходят перестановки и перегруппировки. Сложно сказать, резонируют ли эти процессы между собой в более широком масштабе. Но если в Азербайджане это произошло посредством «хирургического» вмешательства, то в Армении процесс протекает «бархатно».
Кем станет Горик Акопян – «глазами» Сержа Саргсяна или будет возглавлять систему, но уже де-факто? В обоих случаях это будет значить, что Серж Саргсян изначально не доверяет новому руководителю, или же Россия не доверяет назначению Сержу Саргсяну и в качестве «компромисса» оставляет в системе Горика Акопяна?
Не исключается также, что Серж Саргсян в этот сложный период не желает резких перемен в системе, но, не имея формальных возможностей по продлению сроков полномочий Горика Акопяна, вырабатывает схему его пребывания в системе.
Возможно, Горику Акопяну надо завершить какие-то дела. Например, дело Норк-Мараша, или особое поручение, которое Серж Саргсян дал ему в 2012 году.
Источник: «Лрагир.ам»