Как известно, с 16-го января начался процесс снятия санкций, установленных против Ирана со стороны ООН, Евросоюза и Соединенных Штатов, вокруг которого Иран и страны «Шестерки» договорились в прошлом году. В заключительном докладе Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ), опубликованном вчера, отмечается, что Тегеран выполнил свои обязательства по ядерному соглашению. Естественно, от такой страны, как Иран, имеющей мощный потенциал, а также серьезные имперские традиции, все ждут политической и экономической активации, как на международной арене, так и в региональных процессах.
Возможное повышение роли Ирана, безусловно, интересно также и с точки зрения Армении, учитывая дружественные и теплые отношения с этой страной, и не случайно, армянская пресса и экспертные круги постоянно держат этот вопрос в центре внимания. Хотя многие эксперты склонны считать, что вряд ли соседняя страна серьезно изменит свою политику на Южном Кавказе. Другой вопрос, что благодаря устранению санкций против Ирана, Армения тоже может извлечь экономические выгоды. Такое мнение в частности выразила ассоциированный эксперт Армянского института международных отношений и безопасности Эмма Бегиджанян. В беседе с Первым Информационным она отметила, что после снятия санкций инвестиции в программу железной дороги Иран-Армения могут быть для Армении чрезвычайно важными. «Во время санкций против Ирана ни одна страна не могла делать инвестиции, а сейчас речь идет о том, что Китай дал свое согласие. Если эта железная дорога будет построена, Армения сможет по ней дойти до Китая, а также до Европы».
– Какую активность мы можем ждать сейчас от Ирана в экономическом и политическом плане, когда устраняется режим санкций?
– Ограничения против Ирана постепенно будут сняты, но в нашем регионе особых изменений не будет. Просто Иран очень привлекателен для Европы, вообще для Запада. Сразу после подписания соглашения, наверно, не было ни одной недели, или даже дня, чтобы в Иран не прибывала высокопоставленная делегация из какой-либо страны. Эта страна имеет 80-миллионное население, много рудников, не только нефть и газ, хотя по некоторым данным, Иран сегодня по запасам газа первый в мире. Иран богат всеми элементами таблицы Менделеева.
Политика Ирана конкретно в плане Армении или Азербайджана не подвергнется серьезным изменениям. Возможно, в каких-то вопросах будут изменения, но вообще, во время санкций европейцы всегда смотрели сквозь пальцы на отношения Армения-Иран, не относились строго, потому что Армения не была большим рынком, чтобы спасти Иран.
– Говорят, что Армения может стать мостом между иранским и западным рынками. Вы согласны с этим?
– Конечно, это всегда было. Иран всегда в регионе предпочитал Армению, а не Азербайджан, потому что интересы этих двух стран действительно совпадают, и Армения более благополучна для Ирана. Но, с другой стороны, Азербайджан, спекулируя исламским фактором, пытается достичь чего-то в отношениях с Ираном. Но проблема в том, что между Ираном и Азербайджаном есть строго подчеркнутое взаимное недоверие, чего в случае Армении нет. Армения в этом плане может извлечь выгоды. Например, если будет построена железная дорога Иран-Армения, это откроет путь для Армении до Китая и Европы.
– Если урегулируются отношения Ирана с Западом, на Ваш взгляд, процесс реализации этих программ активируется?
– Для этого нужно найти инвесторов. До этого не могли найти. По предварительным расчетам, в проект строительства железной дороги, по крайней мере, должны были инвестировать 3 миллиарда драмов. Во время санкций против Ирана ни одна страна не могла делать инвестиций, а сейчас речь идет о том, что Китай дал свое согласие. Если она будет построена, Армения сможет по железной дороге дойти до Китая, может также дойти и до Европы. Так что, это один самых важных проектов для Армении, который должен реализоваться.
Источник: 1in.am