Газета «Аравот» пишет: «Стратегические» отношения с РФ представляют опасность больше, чем обещают обеспечить безопасность для Армении и НКР
Несколько дней назад заместитель министра иностранных дел Армении Шаварш Кочарян дал интервью радиостанции «Свобода», в котором прозвучали интересные оценки. Он заметил, что если страны-члены ОДКБ хотят иметь не формальную, а влиятельную структуру, значит, должны руководствоваться договором Организации. Ш. Кочарян считает, что ОДКБ должна была отреагировать на уничтожение армянского вертолета в Карабахе год назад точно так, как недавно отреагировала на уничтожение турецкими силами российского самолета. Затем, коснувшись напряженности в российско-турецких отношениях, Шаварш Кочарян высказал мнение, что это негативно отражается на Армении.
Официальный Ереван, таким образом, констатирует ту создавшуюся опасную атмосферу, в которой оказалось наше государство. Формулируя сказанное в недипломатическом лексиконе, можно утверждать, что на данном этапе «стратегические» отношения с Россией представляют опасность в нескольких аспектах больше, чем обеспечивают безопасность Армении и Арцаха. На российской военной авиабазе «Эребуни» в Армении завершились работы по сборке 13 вертолетов, полученных в конце 2015-го года. Согласно релизу пресс-службы Южного военного округа Вооруженных сил России, первый полет звена, состоящего из двух вертолетов, был совершен в конце минувшего года в условиях высокогорья, при низкой температуре. Испытательные полеты остальных вертолетов предусмотрены в феврале, на высоте от предельно низкой (100 метров) до предельно максимальной (3500 метров). После испытаний экипажи вертолетов Ми-24 и Ми-8 перейдут к выполнению упражнений, предусмотренных программой боевой подготовки в горной местности в дневные и ночные часы.
Министерство обороны России сообщило, что в течение этого года российская авиабаза, дислоцирующаяся в ереванском аэропорту «Эребуни» будет укомплектована новыми боевыми самолетами. В декабре российская авиабаза в Армении была укомплектована десятком новых боевых и транспортных вертолетов, а в начале этого года Россия заявила, что во второй половине 2016-го года на военной базе будет размещена новая группа современных истребителей МиГ-29, а также еще один транспортный вертолет. Военные эксперты уверены, что вертолеты – это первый шаг, появится новая система противовоздушной обороны, и что Россия доставит в Армению также и «Искандеры». Такое мнение на днях высказал, в частности, руководитель отдела Кавказа Института СНГ Владимир Евсеев.
В начале года стало известно, что размещенная в Гюмри российская военная база пополнилась беспилотниками «Тахион», о чем сообщила пресс-служба Южного военного округа ВС России. Для управления беспилотными летательными аппаратами военнослужащие пройдут одномесячные учебные курсы на высокогорных полигонах «Камхуд» и «Алагяз». А в конце декабря министры обороны Армении и России Сейран Оганян и Сергей Шойгу подписали соглашение о создании объединенной региональной системы противовоздушной обороны (ПВО) в Кавказском регионе коллективной безопасности. В этот день Оганян и Шойгу подписали также программу сотрудничества между возглавляемыми ими ведомствами на 2016-ый год. Ранее, в ноябре, президент России Владимир Путин распорядился подписать с Арменией соглашение о создании единой системы ПВО. Таким образом, Министерство обороны России четко заявляет, что усиливает авиагруппу, дислоцирующуюся в ереванском аэропорту «Эребуни».
С другой стороны, Россия продолжает поставлять военную технику Азербайджану. Российские СМИ сообщили, что поставки боевых бронированных машин «БМП-3» в Азербайджан будут завершены в следующем году. В 2010-ом году Азербайджан и Россия договорились о поставках большого количества оружия и оборудования. По сообщению «Рособоронэкспорта», поставки будут завершены в 2017-ом году. По данным СМИ, в дополнение к «БМП-3» из России в Азербайджан должны быть поставлены танки «Т-90С», передвижные ракетные системы, ракетные установки и прочее. Вместе с танками Азербайджан должен получить инженерную и ремонтную технику. Стоимость этого пакета составляет около одного миллиарда долларов.
Сколько будет длиться напряженность в отношениях России и Турции, никто предсказать не может. Маловероятно, что Россия пойдет на военную конфронтацию с Турцией на ее территории, но исключать действий России против Турции за ее пределами не следует. И здесь возникает вопрос, каким образом и посредством кого?.. Степень возможных угроз на Южном Кавказе, как видно, уже начали четко оценивать и уже даже реагировать в Вашингтоне. И вопросом повестки вроде уже становится противодействие на возможные непредсказуемые шаги России. Недавно прозвучало примечательно заявление командующего силами НАТО в Европе генерала ВВС США Филипа Бридлава о необходимости направить в Европу дополнительные силы США и повысить уровень их подготовки, «с тем, чтобы они обладали передовыми возможностями для реализации Статьи 5 Договора НАТО» в условиях активизации России.
Весьма примечательны его разъяснения по этому поводу: «Если посмотреть на действия России, начиная с 2008-го года – в Грузии, Нагорном Карабахе, Крыму, на Донбассе, а теперь в Сирии, – мы увидим то, что большинство называет реваншистской Россией, которая вновь вернулась к использованию военной силы, как инструмента национальной мощи для достижения своих целей». По словам Бридлава, он не может сказать, что намерен делать президент России Владимир Путин со своими модернизированными и переобученными вооруженными силами. «Многие спрашивают меня – о чем думает Путин? Или – как вы думаете, о чем он думает? Я не уверен, что знаю, о чем он думает, но я вижу, что он делает, и из этого делаю вывод о том, о чем нужно думать нам», – сообщает «Голос Америки».
Упоминание Нагорно-Карабахского конфликта в контексте реваншистских устремлений России, возможно, первый отклик из Вашингтона на уровне такого высокопоставленного официального лица. Это означает, что сопредседательствующие в Минской группе ОБСЕ Соединенные Штаты попросту не доверяют другому сопредседателю – России, как посреднику по установлению мира в процессе урегулирования Карабахского конфликта. Карабахская проблема, таким образом, может стать в системе отношений «Россия-Турция», «Россия-Азербайджан», Россия и Соединенные Штаты новой «разменной картой». Последовательная политика Азербайджана по сохранению напряженности на линии соприкосновения и заведение переговоров в тупик предоставляют России дополнительные рычаги для повторного самоутверждения на Южном Кавказе и сохранения еще большего влияния на государства Южного Кавказа.
Эмма ГАБРИЕЛЯН