Домой Арцах «Армяне – христиане, – всё, значит, надо убивать»: Свидетель резни в Мараге

«Армяне – христиане, – всё, значит, надо убивать»: Свидетель резни в Мараге

279
0

"Армяне – христиане, – всё, значит, надо убивать": Свидетель резни в Мараге«Название этой деревни ассоциируется с резней, сообщения о которой так никогда и не попали на первые страницы мировой прессы, несмотря на жестокое убийство по меньшей мере 45 армян. В ходе поездки делегации Международной христианской солидарности в Нагорный Карабах в апреле 1992г. поступило сообщение о том, что расположенная на севере, в Мартакертском районе, деревня Марага 10 апреля была разгромлена азербайджанскими турками и множество гражданских лиц убиты. Группа, которая отправилась туда для получения доказательств, обнаружила оставшихся в живых сельчан в состоянии шока, их сожженные дома еще дымились, обугленные останки человеческих тел и кости валялись на земле – там же, где людям отпиливали головы и поджигали их тела на глазах у родных. 45 человек были зверски убиты и еще 100 пропали – возможно, постигшая их участь была даже хуже смерти», – так описывала трагедию карабахского села Марага баронесса Кэролайн Кокс в своей книге «Этнические чистки продолжаются. Война в Нагорном Карабахе» (соавтор – Джон Эйбнер). Она же назвала Марагу «современной Голгофой».

Подробности того, что произошло в этой некогда цветущей деревне 24 года назад – 10 апреля 1992 года, до сих пор леденят кровь и заставляют усомниться в том, что совершившие подобное имеют право именоваться людьми. Свидетельства спасшихся жителей, которые сегодня проживают в селе Нор (Новая) Марага, не оставляют сомнений в том, что произошедшее в карабахском селе в тот день полностью соответствует определению геноцида, данному соответствующей Конвенцией ООН. Армянская сторона еще в 1997 году представила в Комиссию по правам человека ООН документы и факты о трагедии Мараги. Тогда процесс не удалось довести до конца, однако в рамках проекта «Обыкновенный геноцид» армянская сторона намерена вновь представить Марагинскую папку в международные инстанции.

Примечательно, что командир батальона «Гуртулуш», напавшего на село и совершившего это преступление против человечности, – Тагиев Шахин Талибоглу – стал первым национальным героем независимого Азербайджана. Тем самым в этой республике была продолжена позорная традиция героизации убийц армян, которая берет начало с «сумгаита» и была продолжена затем в отношении будапештского «маньяка» Рамиля Сафарова.

В дни памяти жертв геноцида в Мараге Panorama.am представляет ряд свидетельств марагинцев. Полностью материалы можно найти на сайтах karabakhrecords.info и maragha.org.
Араик Григорян

Еще до рассвета начался обстрел. Вначале установками типа Алазань, которые в советское время использовались против града, потом пушками и из танков. Люди начали в панике уходить из села в направлении верхних деревень, всюду переполох, уходили с детьми на руках, транспортом, пешком. До верхней деревни, приблизительно за 3-4 километра от Мараги, яблоку негде было упасть. Транспорт в основном использовался ополченцами, защищавшими село на передовой, поэтому женщины, старики, дети пешком уходили из села, чтобы спастись от обстрелов.

Около 12 дня они начали уже подходить. Вначале вошли танки, потом отряды бандитов и мародеров. Входили с разных сторон. Начали поджигать дома. Всех, кто встречался им по пути, – будь то мирный житель или ополченец, они убивали или уводили в заложники. Многие жители прятались в вырытых во дворах земляных убежищах. Все, кто там скрывался – старики, женщины, дети, мужчины были убиты либо угнаны в плен. Если даже внутри никого не было, но дом был армянский, только по этой причине они исступленно разрушали его, ломали утварь, грабили имущество и поджигали. Встречая по пути домашних животных, обращались с ними с такой жестокостью, что невозможно представить себе – только потому, что их держали армяне. Одного старика из нашего квартала, его Мушегом звали, привязали к танку и тащили по земле километра три. Армяне – христиане, – все, значит, надо убивать и разрушать.

Троих братьев вместе с матерью взяли в плен. Их увезли в Мир Башир, оттуда в Барду, где одного из братьев обменяли. Он рассказал о том, что в плену к ним относились, как к животным, не как к людям, рассказал о мученической гибели своего брата Гагика, который вел себя в плену очень смело и мужественно и на все оскорбления азербайджанцев отвечал тем же. За это его наказали лютой смертью: привязали к рельсам и пустили по нему поезд. О судьбе матери и третьего брата до сих пор ничего неизвестно.

Напомним, 10 апреля 1992 года, после трехчасовой артиллерийской подготовки, подразделения регулярной армии Азербайджана вторглись из азербайджанского населенного пункта Мир-Башир (ныне Тартар) в мирное карабахское село Марага. Нападение на село не было продиктовано военной необходимостью. Жертвами агрессии стали около 100 человек – в основном женщины, старики и дети. Мирных жителей убивали самым жестоким образом: расчленяли, сжигали заживо, обезглавливали, бросали под танки, рубили топором. Около 50 человек были взяты в заложники, в том числе 9 малолетних детей. В плену многие марагинцы подверглись пыткам, унижениям и бесчеловечному обращению. Некоторые в дальнейшем были обменены, но судьба многих до сих пор не известна. Спустя почти две недели, 22-23 апреля, Марага подверглась повторному нападению, вернувшиеся на пепелище люди были вынуждены навсегда покинуть родное село. В настоящее время Марага находится под азербайджанской оккупацией.

Источник: Panorama.am