В течение последних трех лет авиабаза в Гюмри постоянно принимает военно-транспортные самолеты с тяжелым вооружением для армянской армии
Приводим интервью главного редактора российского информационного агентства «Регнум», политолога Модеста Колерова на сайте 1in.am.
Модест Колеров считает, что бессмысленно возобновлять переговоры по карабахскому урегулированию, если не сделаны соответствующие выводы из апрельской войны. «Армения должна настаивать на том, чтобы были выполнены ее требования, ее предусловия. Возобновить переговоры без предусловий означает притворяться, что ничего не было, что войны не было, и люди не погибли, никто никому не отрубал голову. Думаю, пока не пришло время для встречи Саргсяна и Алиева, поскольку не выполнены предусловия».
Комментируя вопрос о том, почему замедляются поставки российского оружия Армении на сумму 200 млн долларов, Колеров сказал, что Россия не отказывала Армении в поставках вооружения. «Россия в течение последних трех лет поставляет тяжелое вооружение Армении. Идет широкомасштабное перевооружение армянской армии».
– Модест Алексеевич, на Ваш взгляд, состоится ли встреча президентов Армении и Азербайджана, предусмотренная 16-го мая в Вене? Какие результаты можно ожидать от этой встречи?
– Мне абсолютно не понравилось заявление американского сопредседателя Минской группы Уорлика, что необходимо возобновить переговоры без предусловий. Эта позиция просто противоречит заявлению Сержа Саргсяна, что для возобновления переговоров должно быть сделано три шага (внедрение механизмов расследования, адресные заявления относительно того, кто нарушил режим перемирия, и гарантии того, что Азербайджан не спровоцирует новую войну – А.С.). Это очень плохо. Думаю, Армения должна настаивать на выполнении своих требований, потому что не Армения развалила переговорный процесс, а Азербайджан, и возобновить переговоры без предусловий означает притворяться, что ничего не было, что войны не было, и люди не погибли, никто никому не отрубал голову. А если мы знаем, что отрубали головы, не нужно придуриваться, что ничего не было. По этой причине я считаю, что пока не пришло время для встречи Саргсяна и Алиева, поскольку не выполнены предусловия.
– Тем не менее, может ли встреча дать какие-нибудь положительные результаты?
– Эта встреча не может иметь никакого положительного смысла, поскольку выводов не было сделано из апрельской войны. А эти выводы должны делаться в сфере безопасности, относительно ситуации на линии соприкосновения и т.д. Если выводы не были сделаны из всего этого, война может возобновиться каждый месяц.
– Продолжит ли Россия поставки вооружения Азербайджану?
– Россия политически заявила о продолжении поставок вооружения, но фактически это пока что не является доказанным фактом. Есть основания предположить, что поставки тяжелого вооружения если не прекратились, то хотя бы не продолжаются в прежних объемах. Должностные лица правительства РФ подтвердили, что поставки продолжатся. У них нет политической воли, чтобы прекратить или разорвать договор с Азербайджаном. Вероятно, это связано не только с какими-то особенными отношениями, но и с тем обстоятельством, что, согласно договору, прекращение поставок оружия нанесет материальный вред предприятиям, производящим оружие. То есть, есть материальная заинтересованность. Азербайджан злоупотребил соглашением о военно-техническом сотрудничестве, и полученное оружие применил в зоне Карабахского конфликта. Это само по себе является злоупотреблением, и достаточным основанием для пересмотра этого соглашения. Но для этого необходима политическая воля, и я пока что не вижу этой воли со стороны правительства России.
– Но по этой логике Россия должна была ускорить поставки оружия армянской стороне, для восстановления военного баланса в регионе. Почему затягиваются поставки российского оружия и военной техники Армении, согласно кредитному соглашению, заключенному между Арменией и Россией.
– Россия в течение последних трех лет поставляет тяжелые виды вооружения Армении, это факт. В течение этих трех лет идет широкомасштабное перевооружение армянской армии, и я считаю, что военный баланс уже очень давно восстановился. Здесь можно поспорить вокруг конкретных видов оружия. Но эти конкретные виды оружия поставляются армянской стороне согласно заявке.
– Да, речь идет о конкретных видах оружия и системах, в частности о ракетных системах залпового огня «Смерч», огнеметах ТОС-1А «Солнцепек», которые имеют очень важное значение во время военных действий.
– Да, да, они имеют огромное значение в театре военных действий. Безусловно.
– Если Серж Саргсян не сможет решить вопрос вооружения, и это оружие так и не дойдет до Армении, это будет иметь какие-либо внутриполитические последствия для власти Саргсяна?
– А кто сказал, что он не может решить этот вопрос? Вы понимаете, есть политические оценки, политические обвинения, но есть и вопрос компетентности. Это – военный вопрос, который должны оценить военные специалисты. Только специалисты могут делать суждения о поставках вооружения. Я не видел ни одного компетентного заключения какого-либо военного специалиста о том, какие виды вооружения Армения просила у России и какие не получила.
– Но премьер-министр Армении, министр обороны публично заявили, что делают все возможное, чтобы российское оружие как можно быстрее было доставлено в Армению. Это значит, что есть какие-то проблемы.
– Ускорение поставок и невыполнение поставок – это разные вещи. Россия не отказывала Армении в вопросе поставок оружия. Скорость связана с переговорами. Здесь я не вижу никаких проблем. Тем более, Россия продает оружие Армении не только по льготным ценам, но и дает в кредит. Мы это тоже должны понимать, что поставка этого оружия по сути мало чего стоит для Армении.
– Если, конечно, это оружие вообще дойдет до Армении.
– Я хочу снова обратить ваше внимание на то, что в течение последних трех лет авиабаза в Гюмри постоянно принимает военно-транспортные самолеты с тяжелым вооружением для армянской армии. Вы не знали об этом?
– Нет, честно говоря, не знал.
– Это факт.