Домой Аналитика и Геополитика Томас де Ваал: Каждый армянин и азербайджанец дышит, живет карабахским конфликтом

Томас де Ваал: Каждый армянин и азербайджанец дышит, живет карабахским конфликтом

200
0

Если в ближайший месяц не будет какого-то прорыва, у азербайджанской стороны будет соблазн что-то предпринимать на линии фронта. Такое мнение выразил британский журналист и специалиста по Кавказу центра Карнеги Томас де Ваал в интервью изданию «Сова».

По его словам, к сожалению, ситуация все еще накаленная. «И действительно, есть опасения, что через какое-то время конфликт возобновится. Обе стороны хотят разного. Азербайджанская хочет начала нового политического процесса, а армянская сторона, наоборот, добивается укрепления режима прекращения огня», — отметил эксперт: «Ситуация очень накаленная. И публика тоже горячая, поэтому полемика еще больше обостряется. Ситуация действительно крайне опасная».

На вопрос о роли России эксперт заявил, что можно сказать с уверенностью: в отличие от, скажем, Украины или грузинских конфликтов, Россия – не первый актор, она не управляет ситуацией в Карабахе, там нет российских миротворцев на земле. К тому же, у России есть интересы и с этой стороны, и с той: «Думаю, возобновление конфликта России точно не нужно, поскольку у нее есть военные обязательства перед Арменией и она не хочет портить свои отношения с Азербайджаном. В случае нового конфликта, Россия будет обязана поддержать одну сторону конфликта, что не входит в ее интересы». По его мнению, скорее всего, Россия хочет урегулирования, но с российским уклоном: «Возможно, чтобы в зоне конфликта были российские миротворцы, чтобы Россия укрепила свое влияние на Южном Кавказе. Но, главные, думаю, не Москва, а Баку и Ереван. Последнее слово все-таки у Ильхама Алиева и Сержа Саргсяна. Не думаю, что они хотят войны, но всегда есть опасность, что что-то начнется как бы не по расчету, и это будет очень сложно остановить».

Эксперт считает, что Турция точно не заинтересована в новом конфликте: «Влияние Турции, вероятно, заключается в том, что она может несколько успокоить азербайджанскую сторону. Что касается Ирана – это интересный, новый фактор в регионе. Потихонечку Иран возвращается в регион. Но это – медленный процесс. Думаю, Иран – фактор стабильности, он сосед обеих стран и точно не хочет конфликта. Я надеюсь, Иран сыграет более динамичную роль».

По мнению эксперта, особенность этого конфликта заключается в том, что здесь национальные эмоции очень высоки, что обе нации уже четверть века живут с этим конфликтом, каждый армянин и азербайджанец дышит, живет этим конфликтом. «А это означает, что лидеры не полностью управляют ситуацией, что публика очень сильно влияет на лидеров. И вторая особенность – опасность конфликта заключается в том, что его география очень сложная, что в регионе нет миротворцев. Армяне занимают, оккупируют земли вокруг Карабаха, что, конечно, неприемлемо для Азербайджана. Но с другой стороны, чтобы убедить их сдать эти территории, нужны какие-то гарантии безопасности для армян Карабаха, чего Азербайджан не дает. Таким образом, создается порочный круг конфликта, который очень трудно разорвать», — заключил де Ваал.