Арцахский анабиоз: а что думает президент НКР о 800 потерянных гектарах НКР?
В эти дни эксперты, политики, СМИ разных стран, внимательно отслеживающие ситуацию в Нагорном Карабахе, обсуждают вопрос 800 га территории НКР, отошедших Азербайджану в ходе апрельских боестолкновений на карабахских фронтах.
В Баку, естественно, воодушевлены этим приобретением и уже готовятся воздрузить азербайджанские флаги в столице НКР – Степанакерте, а также в Мартуни, Мартакерте, Гадруте, Шуши и других населенных пунктах Карабаха. По мнению азербайджанских коллег, активная политика президента Алиева в карабахском направлении дает свои плоды и «это только начало». Тема активно обсуждается во всех СМИ, политических и общественных организациях, Милли Меджлисе (парламенте), в других госструктурах Азербайджана.
В Армении общественность в целом возмущена сложившейся ситуацией и требует вразумительных объяснений у властей. Официальный Ереван, конечно, выступает с соответствующими заявлениями, но они пока мало кого убеждают в силу противоречивости озвученных, очень легко опровергаемых суждений. Государственные мужи утверждают, что это пустынные, никем не заселенные территории, которые не имеют ни стратегического, ни тактического значения. Им яростно оппонирует целая армия экспертов, общественных и политических деятелей, пытающаяся понять, «с чего начинается Родина?» и почему азербайджанские пушки, приблизившиеся к населенным пунктам НКР на 800 гектаров, стали менее опасны для армянского населения. И опять-таки тема активнейшим образом обсуждается практически во всех СМИ, общественных структурах, политических и экспертных кругах.
Молчит только Нагорный Карабах. Вернее, молчат только СМИ и власти Карабаха. Само карабахское общество не менее возмущено итогом апрельских событий и ждет официальных разъяснений хотя бы на медийном уровне. Но даже их нет.
Молчит Общественное телевидение Арцаха, на которое тратятся миллионы долларов и по которому можно увидеть замечательные сюжеты о том, почему, к примеру, к черным брюкам надо обзятельно носить черные носки и черные ремешки от часов. Возглавляет эту уникальную структуру, по некоторым сведениям, одноклассник президента НКР, который в силу этого факта и занимаемого положения должен, видимо, демонстрировать проблемы со зрением и слухом. Никаких ток-шоу, никаких аналитических передач о процессе урегулирования своей же карабахской проблемы, тем более причинах территориальных потерь на этом, как метко заметили карабахские остряки, «ЕЛЕвидении» нет. Справедливости ради отметим, что пару раз в год это «ЕЛЕвидение», мужественно зажмурившись, скороговоркой замечает пару трещин и ям на асфальтах Степанакерта, но на этом вся его «общественность» и заканчивается – такой «смелости» и «дерзости» обычно хватает на год. Об оппозиционных деятелях на этом ТВ, понятно, и говорить нечего – судя по всему, им просто запрещено появляться в эфире этой, подчеркнем, общественной структуры, существующей на средства граждан НКР.
Молчит официальная пресса Карабаха, на которую также тратятся внушительные бюджетные средства. Никакой полемики, никаких аналитических выкладок о сложившейся ситуации, никакого плюрализма и разномыслия – все те же серые, брежневские репортажи, все та же монотонная патриотическая риторика о недремлющих врагах Отечества и прочих «вихрях враждебных, веющих над нами».
Молчит и реденькая поросль «независимых» СМИ, материалы которых «удивительным» образом в целом перекликаются с контентом публикаций официальных источников. Злые языки поговаривают, что эти «независимые» СМИ сильно зависят от подачек с официального барского стола и призваны только обеспечить, так сказать, массовку в травле оппозиционных деятелей НКР и Армении. Смысл их существования можно свести к следующей сентенции: «Любая критика властей НКР выгодна Азербайджану, поэтому когда вас грабят отечественные власти, когда они не платят вовремя пенсии и зарплаты, когда они судят невинных граждан НКР, одним словом – нарушают свои же законы, вы должны молчать и «не радовать Баку» и других врагов Отечества подозрениями о недемократической «роже» нашей страны». Поэтому если граждане НКР осмеливаются указывать на множество недостатков властей, вот эти самые «независимые» СМИ и «эксперты», работающие, так сказать, «народом» по штатному расписанию, и бросаются в бой с громкими воплями о «патриотизме», телефонными угрозами, публикациями компрометирующего характера в ереванских СМИ.
Главный их пропагандистский конек выдержан в духе сталинских клише 30-х годов минувшего века – дескать, молчите и не критикуйте власти, потому что в Азербайджане это, видите ли, могут прочесть. То есть властям НКР можно грабить своих граждан и недра своей страны, им можно грубо нарушать законы и сажать в тюрьмы невиновных, можно нагло совмещать бизнес и госдеятельность – здесь Азербайджана нет. А вот говорить об этих беззакониях нельзя – потому что Азербайджан может услышать об этом. То есть Азербайджан существует только для граждан НКР, для властей НКР – Азербайджана нет («Третья Сила Плюс» составила список этих «независимых» лиц, очевидным образом выполняющих заказы властей по борьбе с инакомыслящими гражданами НКР. Ныне проводится расследование с уточнением некоторых деталей, после чего их имена будут представлены вниманию общественности). Само собой разумеется, эти субъекты тоже набрали в рот воды и даже писка не издают о злополучных 800 га.
По нашим уточняющимся сведениям, зачистки в медийном (и не только) поле НКР начались давно – по приказу российских и французских госструктур, в особенности ФСБ РФ и МИД Франции. В Карабахе не должно быть по-настоящему независимых СМИ, чтобы общественность в Армении и диаспоре не знала о творящихся здесь беззакониях и была дезориентирована в известных процессах. Все подлинно независимые СМИ НК уничтожены на корню – под сюсюканья всяких затулиных и рошблуанов о «демократическом» Карабахе: им не нужно, чтобы армянская общественность в РА и Спюрке знала истинное положение вещей в НК, потому что им глубоко наплевать и на демократию, и на права граждан НКР, и на сам Карабах. Они выполняют задачи, исходящие исключительно из национальных интересов России и Франции, все остальное – профанация и словесная эквилибристика, не более того.
Молчит и карабахский МИД – это карикатурное образование, давно ставшее объектом для анекдотов и насмешек в НК, на которое опять-таки тратятся миллионы бюджетных долларов. Возглавляет это ведомство очередной функционер из МИД Армении, создающий смешную имитацию какой-то деятельности. На самом деле МИД Карабаха выполняет, по сути, всего лишь функцию информационного агентства, причем очень бездарного агентства, 2-3 раза в год выступающего с избитыми, набившими оскомину ура-патриотическими заявлениями.
До апрельских событий в целом молчало и карабахское общество – недовольное, но запуганное, дезориентированное, доведенное до крайней нищеты и зомбированное пропагандой до состояния анабиоза. Все ограничивалось глухим ропотом да кухонным шепотом, потому что в «демократическом» Карабахе люди боялись говорить в полный голос даже в своих домах — у хорошо прослушиваемых мобильных телефонов и хорошо просматриваемых компьютеров.
Все резко изменилось после апрельского обострения на фронтах. То, о чем знали только единицы и подозревали немногие, вдруг стало почти явью для очень многих граждан. Раньше для них все это казалось лишь происками оппозиции, ее смутными догадками, подпитываемыми кривотолками и слухами. Но пелена с глаз спала и, как говорится, «оказалось, что не казалось». Четырехдневная война в сжатые сроки выявила те, мягко говоря, «недостатки», которые не очень видимы в мирное время. Теперь большинство граждан НКР громко задает властям вопросы приблизительно следующего содержания: как же так случилось, что за 4 дня мы потеряли больше людей, чем за год боевых действий? Каким образом в баках танков оказался пенопласт и кто их туда напихал? Почему в начале боев некоторые командиры «вдруг» оказались не на своих местах? Почему по современным беспилотникам стреляют из допотопного оружия? Почему в ближнем бою армянский солдат уничтожает противника лопатой? Список этих ооочень случайных «недостатков» можно продолжить долго.
Но самый главный вопрос, который задают сейчас граждане НКР, это проблема 800 га, оказавшихся под контролем азербайджанской армии. Что, в конце концов, думает об этом президент НКР Бако Саакян? Согласен ли он, что эти территории не имеют стратегического и тактического значения? Ведь это территории, вроде бы закрепленные в Конституции Нагорного Карабаха. Если они не имеют значения, зачем их держали 22 года и тратили на их охрану астрономические суммы, не говоря уж о погибших за них солдатах? Почему о «неважности» этих земель говорит президент «соседней» Армении? Значит ли это, что НКР уже упразднена и теперь глава НК – президент РА? Тогда зачем мы тратим десятки миллионов долларов налогоплательщиков на содержании правительства, парламента и прочих госструктур НКР? Не проще ли не бросать на ветер эти средства и заявить об одном государстве? И если эти 800 гектаров не имеют значения, не смог бы президент НКР огласить весь список таких «неважных» территорий, чтобы люди не гибли зазря, непонятно за что и во имя чего?
Надеемся, что президент Нагорного Карабаха ответит, наконец, на эти вопросы. Можно, конечно, преследовать армянских журналистов и закрывать независимые газеты, заручившись поддержкой ФСБ и французских структур. Но как закрыть рот целому народу, который, по примеру известного поэта, спрашивает теперь у власть предержащих: «Где ж, бабуля, наша страна?»…
Ваграм АГАДЖАНЯН
Главный редактор «Третьей Силы Плюс»