Возвращение бывшего министра обороны НКР Самвела Бабаяна кроме внутриполитического аспекта, является символическим обстоятельством также и с точки зрения логики общественно-государственного развития в плане одной важной проблемы.
После апрельской войны во внутриполитической жизни Армении началась активность среди деятелей, так сказать, «первого поколения». Активировался Левон Тер-Петросян, считающий президентство невозможным в 68 лет, косвенно, но активировался Роберт Кочарян, ожидания в отношении будущей политической роли которого весьма сгустились в воздухе.
Возвращается Самвел Бабаян. Оставим в стороне проблемы роли, заслуг, достоинств этих людей. Здесь комментарий и оценок множество, причем, очень известных. Отношение общества к этому и другим различным деятелям разное, переходит из одной крайности в другую, или в промежутке межу ними. Ответы на эти вопросы бывают, и еще будут, несомненно.
Здесь примечательно то, что апрельская война, кажется, стала стимулом для возвращения первого поколения. Причем, есть определенный парадокс. С одной стороны, апрельская война именно стала проявлением тотального провала «построения государственности» этого поколения, с другой стороны, именно это поколение активируется после апрельской войны, становится хозяином положения, или берет ситуацию в свои руки. Между тем, логика подсказывает, что апрельские события в Армении должны были превратить в императив, еще больше подчеркнуть необходимость деятелей нового поколения, необходимость политической смены поколений.
Тем более, что двадцать лет, двадцать пять лет – довольно продолжительный срок для смены поколений, для материализации проявлений смены поколений. Но именно здесь после апрельской войны становится очевидным, наверно, один из самых крупных пробелов государства – не была обеспечена достаточная динамика и содержание смены поколения, вследствие чего, сегодня в чрезвычайной ситуации, на важном для государственности чрезвычайном перекрестке хозяином положения становится не новое, а старое поколение, которое вследствие своей деятельности, по большому счету, осложнило это положение.
Апрельские события в Армении должны были стать началом прощания с первым поколением, естественно, включая, как нынешних властей, так и под «командованием» этих властей.
Но, фактически, происходит обратное, и мы становимся свидетелями «реабилитационного» процесса первого поколения. Причем, пока что воздержимся от обсуждения перспектив эффективности, хотя результаты прошедших двух десятилетий сами по себе более чем показательные. Только следует констатировать, что сам факт того, что в настоящее время мы становимся свидетелями приостановления идеи или процесса смены поколений, в том числе и с точки зрения значительной части сознательных слоев общества, уже для перспективы государственности является неэффективной реальностью.
Параллельно с этим, здесь, конечно, проблема в том, что общество само фактически объективно не в состоянии найти более жизнеспособные и более эффективные ресурсы для решения этой проблемы. И это обстоятельство должно быть предметом предстоящих раздумий для слоев, озабоченных перспективой Армении и Арцаха.
Источник: 1in.am