В числе тем, которые обсуждались в ходе телефонной беседы, которая состоялась 5-го июля между госсекретарем США Джоном Керри и министром иностранных дел РФ Сергеем Лавровым, удивительным образом отсутствовала карабахская тема. Это отсутствие, по крайней мере, в официальном сообщении было довольно странным, особенно на фоне того, что 4-го июля в связи с этим Лавров провел переговоры в Армении. Параллельно с этим, в участившихся после апрельской войны телефонных беседах Лавров-Керри, Карабахская проблема была одной из первоочередных тем для обсуждения, и на этом фоне, тем более, странно ее отсутствие в этой телефонной беседе. Но через день состоялась телефонная беседа Обама-Путин, которая, кажется, все поставила на свои места, и закрыла поводы для удивления.
Дело в том, что Путин и Обама обсудили Карабахскую тему, Путин сообщил подробности встреч в Санкт-Петербурге, а Обама высоко оценил российские усилия по урегулированию конфликта. Таким образом, у нас есть беседа Керри-Лавров, которая состоялась 5-го июля, в официальном сообщении о которой нет ничего на Карабахскую тему, и через день состоялась телефонная беседа Обама-Путин, в которой было обсуждение Карабахской темы.
Это свидетельствует о том, что возникла ситуация, когда Карабахский вопрос нуждается в обсуждении на президентском уровне. Это может говорить о двух обстоятельствах: либо между РФ и США попытки обсуждений и согласий дошли до той важной и решающей точки, где все должно уже согласоваться на президентском уровне, и министрам иностранных дел, по сути, в данный момент нечего сказать, либо здесь разногласия дошли до такой серьезной точки, что вновь на уровне министров иностранных дел обсуждения ничего не дают, и нужно говорить на президентском уровне.
В этом контексте не исключено, что у США возникла необходимость на президентском уровне предупредить Россию, так сказать, о нежелательности самостоятельных инициатив, поскольку на уровне министров иностранных дел проблема не решилась. То есть, Керри не говорил с Лавровым, чтобы Обама говорил с Путиным и сказал все, что нужно.
Дело в том, что после встречи в Санкт-Петербурге по инициативе России, стали очевидны подозрения американского и французского сопредседателей в том, что Россия посредством восстановления трехстороннего формата пытается не дополнить формат тройки сопредседателей Минской группы, и помочь процессу, а под видом этого начать закулисную отдельную игру.
Внезапная и быстрая вспышка российско-турецкого примирения еще больше углубила эти подозрения. И, судя по всему, возникла необходимость предупредить Россию на довольно высоком уровне.
С этой точки зрения, судя по повесткам дня и целям, заявленным странами-посредниками, эти направленные России предупреждения однозначно исходят из интересов армянской стороны, поскольку заявления азербайджанской стороны, сделанные после встречи в Санкт-Петербурге, и неоднозначный призыв РФ о молчании относительно Петербурга, свидетельствовали о том, что обсуждались вовсе не те вопросы, которые были на столе Вены относительно внедрения механизма сохранения перемирия, что важно для Армении и Карабаха.
Источник: 1in.am