Защита прав людей, живущих в зоне конфликта, должна быть в основе и управления конфликтами, и их урегулирования. С таким заявлением на неофициальной встрече министров иностранных дел стран ОБСЕ в Потсдаме выступил министр иностранных дел Армении Эдвард Налбандян.
В своей речи Налбандян, в первую очередь, поблагодарил главу МИД Германии, действующего председателя ОБСЕ Франка-Вальтера Штайнмайера за важную инициативу, которая дает возможность обмениваться мнениями.
«Очевидно, что любой вызов в регионе ОБСЕ нужно решать на основе диалога. Мы можем бесконечно спорить вокруг сущности и рамок принципов и обязательств ОБСЕ, которые формируют этот диалог. Тем не менее, если мы не придем к согласию вокруг одного фундаментального принципа, то наши усилия будут просто напрасными. Речь идет о принципе неприменения силы или угрозы применения силы. Безоговорочная приверженность принципу неприменения силы является жизненно важной с точки зрения сохранения безопасности в регионе ОБСЕ.
Заранее спланированное и осуществленное в апреле нынешнего года военное нападение Азербайджана против Нагорного Карабаха, которое сопровождалось грубейшим нарушением международного гуманитарного права и жестокостью, не было очередным обострением этого конфликта. Это было вызовом общей безопасности и стабильности региона ОБСЕ, отбросившим серьезнейшим образом назад процесс урегулирования.
Подобные попытки применения силы, как средства оказания давления на переговорный процесс, в случае отсутствия соответствующего отклика могут привести к серьезной нестабильности, что чревато непредсказуемыми последствиями для всего региона. Для восстановления доверия по отношению к процессу урегулирования конфликта должны быть предприняты соответствующие меры с целью исключения применения силы и создания условий для продвижения мирного процесса.
Это было целью двух саммитов, прошедших в мае в Вене и в июне в Санкт-Петербурге. В первую очередь, нужно реализовать то, что было подчеркнуто и согласовано в рамках этих встреч – полноценное выполнение бессрочных трехсторонних соглашений о прекращении огня 1994-1995 годов, создание механизмов расследования нарушений режима прекращения огня, расширение возможностей офиса личного представителя действующего председателя ОБСЕ.
Конфликты на территории ОБСЕ не идентичны, когда речь идет о принципах, на основе которых они должны быть урегулированы. Каждый конфликт имеет свои особенности, которые нужно учитывать. Существует один общий принцип – неприменение силы, которого нужно придерживаться в случае всех конфликтов.
Подход «Или так, как мы хотим, или война» ведет к тупику. Формулировки именно такого рода звучат в ОБСЕ со стороны азербайджанских дипломатов. Когда даже дипломаты говорят на таком языке, то проблема уже в чем-то большем, чем просто отсутствие воли.
Защита прав людей, живущих в зоне конфликта, должна быть в основе и управления конфликтами, и их урегулирования. Признание права народа Нагорного Карабаха на самоопределение и его реализация имеет жизненно важное значение для обеспечения какого-либо существенного прогресса в процессе урегулирования этого конфликта.
Эффективный режим контроля над вооружениями и его полноценная реализация являются ключевыми в деле практического обеспечения принципа неприменения силы или угрозы силой.
С большим интересом ознакомились со статьей действующего председателя ОБСЕ за 26 августа, в котором предлагается восстановить контроль над вооружениями. Армения постоянно выступала за усовершенствованные соглашения по кооперативной безопасности, направленной на повышение транспарентности и предсказуемости в регионе ОБСЕ, основанных на принципах сдерживания и снижения рисков. Именно с этими подходами Армения готовится участвовать в обсуждениях по контролю над вооружениями в Европе. Накопление с растущими темпами наступательного вооружения и бесконтрольность должны быть пресечены.
Мы оцениваем усилия по модернизации Венского документа. Но также должны быть предприняты дополнительные усилия по реализации положений нынешнего Венского документа и распоряжений ОБСЕ, касающиеся контроля над вооружениями», — отметил в своей речи Налбандян.