Домой Арцах Ваге Шахмурадян

Ваге Шахмурадян

252
0

Ваге Шахмурадян15 июля 2016 года исполнился год со дня смерти бойца AСАЛA, ветерана Арцахской войны, близкого друга Монте Мелконяна Ваге Шахмурадяна. Он ушел из жизни 15 июля 2015-го. Ушел тихо и незаметно…

Ваге прожил бурную жизнь, без остатка посвятив ее беззаветному служению Родине.

Он родился в Тегеране в 1957 году. Его знакомство с Монте Мелконяном, позднее перешедшее в крепкую дружбу, приходится на 1978 год, когда он смело принял разыскиваемого спецслужбами Монте в своем доме. Проникнувшись свободолюбивыми идеями и академическими знаниями будущего героя Арцаха и Национального героя Армении, летом 1980 года по рекомендации и при посредничестве Монте Ваге был принят в ряды организации, став представителем АСАЛА в Иране.

В 1980 году участвовал в боях в горах Курдистана. В 1981 году был осужден за политические взгляды и находился в заключении до 1988 года. Конечно, после освобождения рвался в Армению, где набирало силу Арцахское движение, однако еще в течение двух лет ему было запрещено покидать страну.

Наконец, когда все запреты были сняты, без всяких колебаний, взяв с собой лишь супругу, Ваге поспешил в Армению, где и произошла его долгожданная встреча с Монте и другими товарищами по оружию.

После приезда он с головой окунулся в перипетии Арцахского движения. В составе отряда Монте сражался на самых сложных участках, несколько раз чудом избежал смерти, был ранен.

Ваге Шахмурадян стал одним из свидетелей трагической гибели Монте, участвовал в опознании тела героя после попадания рокового осколка. Вот как он сам рассказывал об этом:

«Когда я только познакомился с Монте, то спросил, откуда у него шрамы на лице. И он рассказал, что в Лос-Анджелесе в 12-летнем возрасте, прыгая в воду с высоты, ударился лбом и носом о дно бассейна и сломал один из зубов. Когда уже спустя годы бездыханное тело Монте несли, чтобы удостовериться, он ли это, я осмотрел известные мне шрамы на его лице, приоткрыл рот и, увидев сломанный зуб, сказал: «Да, это Монте»…

7 апреля 1993 года по распоряжению председателя комитета сил самообороны Нагорно-Карабахской Республики Сержа Саргсяна Ваге Шахмурадян назначается представителем данной структуры в Исламской республике Иран. Занимается закупками и отправкой в Армению необходимого вооружения, боеприпасов и продовольствия для новосозданной Армии обороны. 24 марта 1994 года данные Ваге Шахмурадяну полномочия продлеваются распоряжением командующего Армией обороны Арцаха Самвела Бабаяна.

Во второй половине 1995 года Ваге с семьей окончательно переезжает в Армению.

Здесь, в Ереване, родились два его сына, которым он дал имена Карлен и Монте в честь своих боевых товарищей — Карлена Ананяна и Монте Мелконяна. Их крестным отцом должен был стать сам Монте. К сожалению, этого не случилось. Но обоих своих сыновей Ваге крестил в святыне освобожденного Арцаха — кафедральном соборе Сурб Аменапркич Казанчецоц в Шуши.

По мере своих сил Ваге продолжал деятельность настоящего армянского патриота и в послевоенные годы. Рассказывал о своих боевых товарищах и ратном пути на встречах с молодежью, написал книгу о боевом друге Карлене Ананяне, стал автором нескольких патриотических песен, посвященных Арцахской войне, выпустил диск, перевел на фарси и представил иранскому читателю важнейшие материалы из истории армянского военного искусства…

Особое место в его встречах с молодежью и журналистами, конечно, занимали воспоминания о легендарном Монте — командире и близком друге.

«Он всегда смотрел вперед и никогда не принимал возможности отступления, — рассказывал Ваге. — Мелконян был больше чем командир, так как он всегда заботился и помогал людям. Кроме этого, у Монте был талант влиять и очаровывать людей, после чего все стремились походить на него».

Ваге и сам во всем старался соответствовать высоким требованиям Монте по отношению к себе: до самой своей преждевременной кончины вел здоровый образ жизни, держался очень скромно и без пафоса, не любил показухи. Отличался добротой и отзывчивостью, щедро делился своей заботой со знакомыми и незнакомыми людьми.

«Нашей целью всегда было донести до людей понимание того, что Армения, Арцах и Спюрк — это одно целое, — говорил он. — Нужно не верить в то, что мы изменимся, а самим меняться для того, чтобы верить».
У Ваге было много планов на будущее, много дел, которые так и остались незавершенными…

Покойся с миром, достойный сын Армении, и пусть родная земля будем пухом над тобой, а память о тебе — вечной…

ПАНДУХТ, Восканапат