Это как раз тот случай, когда мы выбрали позор, вместе с ним получили и войну, пока Четырехдневную… А вопрос политической ответственности остается открытым
Три года прошло с того «блаженного мига», когда Армения выразила якобы желание отставить в сторону Соглашение об Ассоциации ЕС, переговоры по которому завершила, и присоединиться к инициированному Россией и так называемому Евразийскому экономическому союзу.
Политические силы заняты подготовкой к выборам, тогда как нужно было подвести итог «славной» трехлетки и найти исходную точку, с которой начинается политический процесс. Если, конечно, начинается, и если это действительно политический процесс, а не провинциальный цирк на политические темы.
Интернет сохранил заявления, последовавшие несколько дней спустя поле 3-го сентября, как тогдашний секретарь Совета национальной безопасности Артур Багдасарян заявлял, что это обусловлено «соображениями безопасности» Армении, а экономисты-пропагандисты наперебой начали хором «обосновывать», какая благодать нас ожидает в «объединенном 170-миллионном рынке». Им хором подпевали деятели от власти и оппозиции, что вот-вот, увидите, как мы расширим-углубим-повысим наши связи с в результате «неизбежного» членства в ЕАЭС, и как укрепится наша безопасность в силу этих «соображений безопасности»…
Несколько месяцев спустя подал в отставку премьер-министр Тигран Саргсян, который, несмотря на то, что публично, через российскую прессу, выступил против членства Армении в ЕАЭС, но в настоящее время возглавляет исполнительный орган этого ЕАЭС. После этого, в результате бурной деятельности оппозиционной «четверки» получили самое олигархическое правительство за все 25 лет Независимости.
Улетучились все сказки о том, что «станем мостом» между Европейским Союзом и этим российским «союзом», поскольку, как охарактеризовал экономист Ашот Егиазарян, Россия разрушает даже те мосты, которые у Армении пока остались. А «соображения безопасности» нас подвели к Апрельской широкомасштабной войне. А циничное вранье Путина об экономическом росте Армении, которое было опровергнуто главой Национальной статистической службы Армении, даже обсуждать не стоит.
Эта политика уже банкрот, и это факт. Это как раз тот случай, когда мы стояли перед выбором, как Англия в 1938г: война или позор, и мы выбрали позор, а вместе с ним получили еще и войну, пока что Четырехдневную…
Кто будет нести политическую ответственность за все это? Какие политические силы привлекут к политической ответственности авторов этих решений и постоянно «компостирующую» эти решения парламентскую «черную сотню», которая пришла в парламент с диаметрально противоположными предвыборными обещаниями – подписать Соглашение об Ассоциации с ЕС? И есть ли в политической повестке Армении вопрос этой политической ответственности? Сегодня это – наиважнейший из вопросов! Реальные перемены в стране начнутся, исходя из постановки именно этого вопроса, или же забудьте! Не может быть никаких реальных перемен, пока этот вопрос не стоит в центре процесса, поскольку именно в этом решается вопрос будущей модели государства.
Естественно, в политическое поле вбрасываются и будут вбрасываться многочисленные ложные повестки, чтобы сохранилась неприкосновенность этого «евразийского табу». То вам «800 гектаров», то «ни пяди земли», то призывы к «деколонизации» со стороны вооруженных маргиналов, то «Сержик, уходи!», но без указания – кто, по их мнению, после этого будет «приходить» или будет «приходить», чтобы что делать, то «ни Россия, ни Запад, а независимость и суверенитет», но без указания – независимость от кого и что же случилось с суверенитетом… да, все это есть, весь шум и гам этого всего наполнил политическое поле и околополитическую орбиту, будто ничего этого и не происходило. И совершенно неважно, идущие за всем этим так поступают осознанно, или же, не додумав до конца.
Неужели не ясно, куда это все ведет? Разговоры о «евразийской благодати» уже перешли в жанр политической сатиры и комедии. Однако, когда не работает ни один фактор, который если не преломит, то хотя бы остановит этот ход в режиме свободного падения, то ничего не помешает, чтобы эта комедия стала большой трагедией. Политическая ответственность вытекает, прежде всего, из понимания этого всего, а не сокрытия или обмана-самообмана, или же надежды что-либо урвать в ходе выборов, трубя различные ложные повестки. И как сказал бы занимающий политическую должность известный деятель, действительно, для такой «политики» ума не надо.
Сегодня ни Россия больше нам не союзник, ни мы ей не союзники.
В результате такой политики мы стали заложниками России, а она – нашей угрозой номер один. И все это – уже на поверхности.
… Мюнхенский позор 1938-го принес Англии еще и войну, и премьер Невилл Чемберлен понес всю ответственность за такую политику. Два года спустя, оставив Англию в одиночестве перед лицом великого зла, он уступил свою должность принципиальному противнику своего политического курса Уинстону Черчиллю. Но в то же время, он тем самым вернул надежду англичанам… А в Армении вопрос политической ответственности пока остается открытым.
Рубен МЕГРАБЯН
Газета «Аравот»