Приводим статью автора одного из блогов на сайте «EurasiaNet» Джошуа Кучеры с некоторыми сокращениями:
Армяне, возможно, были обеспокоены визитом президента России Владимира Путина в свою страну, так как он, видимо, был демонстрацией усиливающегося контроля России над внешней политикой Еревана. Однако в Азербайджане визит стал поводом для страха иного рода – что Путин подтверждает военную поддержку России для Армении в потенциальном конфликте с Азербайджаном из-за Нагорного Карабаха.
Один военный эксперт в Баку, Узеир Джафаров, заявил, что поддержка Путина для Армении повысит риск конфликта. «Мы должны быть очень осторожны в отношении ситуации на линии фронта в январе и феврале. Вполне возможно, что на линии фронта произойдут локальные столкновения. Россия продолжает играть в двойные игры. Мы не должны поддаваться на это и должны обратить внимание России на то, что ее позиция по карабахскому конфликту предвзята»,– сказал Джафаров газете «Азадлыг».
У Баку появилась озабоченность по поводу намерений Кремля ранее этой осенью, когда командир российской базы в Армении сказал официальной газете Министерства обороны РФ, что Россия «может вступить в вооруженный конфликт» с Азербайджаном, если Баку решит сделать попытку взять Карабах силой. Молчание Москвы на фоне громких дипломатических возражений Баку подняло вопрос о том, действительно ли Кремль примет такую агрессивную позицию в отношении Азербайджана. В интересной статье Аркадия Дубнова на сайте РИА Новости утверждается, что визит Путина в Армению частично был предназначен для того, чтобы ему персонально доложили, действительно ли российские войска в Армении фактически способны выполнить такую миссию.
Дубнов пишет: «Теперь понятно, почему: российскому главкомверху сначала необходимо было лично убедиться в том, что решение задачи, сформулированной командующим 102-й РВБ, под силу. Доклад, сделанный ему полковником Рузинским, очевидно, преследовал эту цель и был исчерпывающим. …Командующий отдельно выделил «особенность боевой составляющей» базы – «наличие подразделения противовоздушной обороны (ПВО), способного обнаружить и поражать воздушные средства нападения противника во всех заданных высотах». По всей видимости, российский президент был удовлетворен этим докладом…»
Дубнов также предполагает, что недавние военные инициативы России в отношении Азербайджана, вероятно, были мотивированы – по крайней мере, частично – желанием оказать давление на Ереван для вступления в Таможенный союз и остановки интеграции с Европейским Союзом. И в этом контексте визит в Ереван был месседжем: «Да, мы на вашей стороне».
Однако, когда Путина спросили об этом на пресс-конференции после встречи с президентом Армении Сержем Саргсяном, он уклонился от вопроса. Отвечая на вопрос журналиста, что будет делать Россия в том случае, если «милитаристские заявления Азербайджана будут воплощены в жизнь», Путин сказал: «Вы почаще это повторяйте вслух, и тогда условия для мирного урегулирования будут сокращаться, а другие меры решения проблемы будут укрепляться. …Сейчас гипотетически говорить о том, что бы мы делали, если начнётся война, на мой взгляд, абсолютно контрпродуктивно. Это выглядело бы так, что мы готовимся к войне, а мы должны, как сказал уже президент Армении, добиться того, чтобы все спорные вопросы были решены исключительно политико-дипломатическими средствами. Мы к этому и будем стремиться».
Перевод сказанного: «Мы можем быть на стороне Армении, но пока что мы страхуем наши ставки».