Приводим статью писателя Рене Дзагояна, опубликованную в «Nouvelles d?Arm?nie», со значительными сокращениями:
Президент Франции Франсуа Олланд 27 января 2014 года отбудет в Турцию с двухдневным официальным визитом. Как требуют такого рода визиты, приглашаемая держава должна дать ряд четких ответов на нерешенные вопросы, высказав при этом несколько комплиментов в адрес принимающей страны.
В апреле 2013 года, вскоре после согласия Елисейского дворца на такой визит, вице-премьер Турции Бюлент Арынч заявил, что возвращение к хорошим отношениям с Анкарой возможно при выполнении двух условий: первое заключается в том, чтобы Франция выступила за продолжение переговоров по вступлению Турции в Европу. 5 ноября 2013 года это было сделано.
Второе условие Арынча касалось законопроекта, отмененного в феврале 2012 года Конституционным советом Франции, который устанавливал уголовную ответственность за отрицание Геноцида армян. «Если будет представлен новый текст,– сказал он,– Турция оставляет за собой право вернуться к санкциям, которые она отменила в связи с избранием Франсуа Олланда». Учитывая, что Франция ведет переговоры по контракту на сумму 17 млрд. евро касательно четырех ядерных реакторов и по другому контракту на сумму 3 млрд. евро относительно зенитных установок, а также учитывая заказ на 117 узкофюзеляжных самолетов типа «A320» и перспективу заказа на 150 дальнемагистральных самолетов «Airbus», очень рискованно заявлять на турецкой земле о том, что обойдется очень дорого французской промышленности. Опять же потребуется благоразумное молчание.
Чтобы разбавить молчание, президент, безусловно, может условно восхвалять «турецкое экономическое чудо» со знаменитым двузначным ростом. Но, увы, в то время как пишутся эти строки, турецкая лира погрузилась в пучину девальвации. Что касается инфляции, то никто не смеет озвучить какую-то цифру, настолько перспектива настораживает. Короче говоря, турецкое чудо превращается в кошмар. Кроме того, в экономической сфере требуется максимальная осмотрительность.
Остаются дифирамбы по поводу демократического прогресса, который настолько был восхвален господином Кон-Бендитом, что поощрил процесс вступления в Европу. Но, увы, благодаря коррупционному скандалу, в котором был замешан даже сын Эрдогана, последний поставил на поток и разграбление судебные органы и полицию, что, по словам известного турецкого обозревателя Эртугрула Озкока, ведет Турцию прямо к фашизму. Поэтому расхваливать турецкую демократию в этих условиях, по общему признанию, будет довольно рискованно.
То же самое относится и к дипломатии «ноль проблем с соседями», которая дорога сердцу министра иностранных дел Давудоглу. Трудно похвастаться успехом, потому что нужно будет упомянуть об убийстве трех курдских активистов на улице Лафайет, которое, как мы сейчас знаем, было организовано Анкарой. Не менее трудно хвалить ее за вклад в региональный мир, учитывая открытую войну с Дамаском, нефтяной спор с Багдадом, разногласия с Тегераном, блокаду Еревана, трения с США, враждебность с Кипром, развод с Израилем, ссоры с Египтом и напряженность с Грецией.
Вот некоторые темы, о которых будет довольно нелепо говорить в ходе визита. Помимо этого, каждый задается вопросом, что скажут друг другу Олланд и Эрдоган. Во всяком случае будем держать пари, что по возвращении, после долгого молчания, коммерческие контракты будут надлежащим образом подписаны, подтверждая то, что сказал Франсуа Миттеран: «Я последний из великих президентов. После меня будут финансисты и бухгалтеры». В любом случае, до свидания, президент, или, скорее, «Гюле гюле Олланд-эфенди»!