В декабре 1987 года Рональд Рейган и Михаил Горбачев подписали Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (РСМД), ставший знаковым соглашением, наложившим запрет на целый класс американского и советского ядерного оружия. Этот договор остановил эскалацию гонки вооружений. Но на этой неделе появились тревожные новости о том, что спустя два с лишним десятилетия может оказаться так, что Россия не сдержала данное слово. Появились вопросы о том, не проводит ли Москва испытания ракет в нарушение положений договора, о чем 30 января написала New York Times. Некоторые утверждения являются ложными, но некоторые кажутся вполне серьезными.
Если Москва разработала запрещенную ракету средней дальности, это будет иметь значительные последствия для российско-американского контроля вооружений. Но еще большие последствия это будет иметь для отношений России с ее соседями в Европе и Азии, в том числе, с Китаем.
Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности наложил запрет на все американские и советские баллистические и крылатые ракеты наземного базирования с дальностью от 500 до 5500 километров. Когда в июне 1991 года срок сокращения по договору закончился, было уничтожено 846 американских и 1846 советских ракет вместе с их пусковыми установками и прочим оборудованием. Строгие меры проверки этого соглашения легли в основу положений, включенных в Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1) от 1991 года.
Время от времени звучат обвинения (часто с ними выступают критики политики администрации Обамы в области контроля вооружений) в том, что Россия нарушает условия договора РСМД. (После распада Советского Союза в конце 1991 года Россия взяла на себя обязательства по советским договорам.) До сих пор обвинения эти звучали в основном по поводу баллистических ракет РС-26. Но эти обвинения не имеют под собой оснований.
Критиков беспокоит то, что у РС-26 — средняя дальность полета, и это видимо соответствует действительности. Но русские также испытывали РС-26 на дальностях, превышающих 5500 километров. По этой причине ее следует отнести к разряду межконтинентальных баллистических ракет, подпадающих под сокращения договора СНВ-3 от 2010 года. В СНВ-3 дается определение межконтинентальным баллистическим ракетам как баллистическим ракетам наземного базирования с дальностью свыше 5500 километров, в то время как договор РСМД запрещает ракеты наземного базирования с дальностью свыше 500 километров, но не более 5500 километров. Такое определение совершенно четко свидетельствует о том, что РС-26 — это межконтинентальная баллистическая ракета.
Элементарные законы физики указывают на то, что МБР можно запустить на расстояние менее 5500 километров. Заключая договор РСМД, администрация Рейгана прекрасно осознавала это. На самом деле, американские представители полагали, что Советы после ликвидации своих ракет средней и меньшей дальности планируют использовать против первоочередных целей в Европе и Азии часть своих МБР.
О последних переменах, касающихся российских испытаний крылатой ракеты средней дальности наземного базирования, имеется очень мало информации. Но это намного серьезнее. Исполняющая обязанности заместителя госсекретаря Роуз Геттемюллер (Rose Gottemoeller) рассказала в середине января союзникам по НАТО об американской озабоченности по поводу этих ракет, а Вашингтон поставил этот вопрос перед Москвой. Но пока удовлетворительного ответа он не получил.
Похоже, что администрация Барака Обамы не хочет называть это нарушением договора, по крайней мере, публично. Возможно, она хочет получить побольше времени для разрешения данной проблемы или надавить на Москву в других вопросах. Такого рода вопросы в прошлом урегулировались методами конфиденциальной дипломатии. Администрация Рейгана долгие годы выражала обеспокоенность по поводу того, что крупная РЛС с фазированной антенной-решеткой в Сибири построена в нарушение договора по ПРО, и Советы в конечном итоге согласились ее ликвидировать.
Не секрет, что некоторые силы в Москве давно уже высказывают свои возражения против договора РСМД. В феврале 2007 года российский президент Владимир Путин выразил озабоченность в связи с тем, что России и США запрещено иметь ракеты средней и меньшей дальности, в то время как другие страны могут обладать такими системами. В то же время, Сергей Иванов, занимавший тогда пост министра обороны, а ныне возглавляющий президентскую администрацию Путина, назвал договор РСМД ошибкой. Но в последнее время российские официальные лица перестали выражать недовольство этим соглашением. В мае 2012 года начальник российского Генерального штаба публично исключил возможность российского выхода из РСМД.
Если информация о крылатой ракете наземного базирования соответствует действительности, то это будет иметь серьезные последствия для российско-американского контроля вооружений, а также подвергнет сомнению добросовестность России в исполнении обязательств по договору. Критики с Капитолийского холма сразу же ухватились за статью в New York Times, чтобы подвергнуть сомнению все подходы администрации к контролю вооружений, даже того, что касается иранской ядерной сделки и договоренности об уничтожении сирийского химического оружия. Но хотя в вопросе выполнения договора РСМД могут быть серьезные осложнения, соглашение СНВ-3 стороны соблюдают добросовестно. Русские уже выполнили два из трех основных ограничительных требований по договору, хотя эти ограничения вступят в силу лишь в феврале 2018 года.
Нарушение договора РСМД добавит новую проблему к обширной повестке российско-американских отношений, в которых и без того немало трудностей. Тем не менее, администрация должна отнестись к этому вопросу серьезно, что она очевидно и делает, ведя диалог с Москвой.
Крылатая ракета наземного базирования создает более важные осложнения для соседей России. Такая система явно предназначена для создания угрозы и нанесения ударов по целям в Европе и в Азии.
Российские отношения с Европой в последнее время ухудшились, поскольку на Западе усиливаются опасения по поводу путинских авторитарных тенденций, агрессивного поведения Москвы на постсоветском пространстве и монополизма энергетического гиганта «Газпрома». Состоявшийся 28 января саммит Россия-ЕС длился всего три часа. Лидеры ЕС, в том числе, из Германии, которая традиционно пытается поддерживать дружеские отношения с Россией, вряд ли положительно отнесутся к перспективе появления новой российской системы ядерного оружия, нацеленной на их страны.
Российская крылатая ракета наземного базирования средней дальности вызовет озабоченность и в Азии. Новость о ее появлении приведет к охлаждению российско-японских отношений, в которых недавно наметилась тенденция к улучшению. И эта ракета вряд ли улучшит российские отношения с Китаем. Пекин часто выступает в качестве партнера Москвы в международных делах и никогда не появляется в кремлевских списках угроз российской безопасности. Однако российское руководство крайне обеспокоено ростом китайской экономики, который сопровождается наращиванием военной мощи КНР. Если новая российская ракета существует, то именно усиление Пекина могло стать стимулом для ее появления.
Новое ядерное оружие средней дальности вызовет обеспокоенность у всех российских соседей, особенно в связи с тем, что у вооруженных сил России уже имеется примерно 4500 единиц ядерного оружия. Это в 10 с лишним раз больше, чем у любой другой страны (за исключением США). Москве будет очень непросто это объяснить. Если сообщения о новой крылатой ракете соответствуют действительности, то у русских появилась еще одна проблема в отношениях с Вашингтоном.
«Foreign Policy»(InoSMI)