Домой Аналитика и Геополитика Ленинград, 1944 год – начало конца для вермахта

Ленинград, 1944 год – начало конца для вермахта

219
0

27-го января 1944 года над Ленинградом раздавались оглушительные раскаты тысяч артиллерийских снарядов. Красная Армия полностью сняла блокаду города на Неве. Салют победы над Северной столицей. Вновь город, ставший отправной точкой Великой октябрьской социалистической революции, оказался в руках жителей города. Блокада Ленинграда (ныне Санкт-Петербург) продолжалась почти 900 дней.

По сути дела, Гитлер планировал на примере Ленинграда показать, как он хотел уничтожить все крупные города Советского Союза. В сентябре 1941 командование группы «Север» начинает наступление на трехмиллионный город. Один немецкий офицер в плане уничтожения Ленинграда указал, что Ленинград – это «ядовитое гнездо», «место рождения большевизма», которое должно исчезнуть с лица земли. То же самое должно было произойти с Москвой и другими советскими городами.

Через два с половиной года план немцев сильно изменился. Уже не вермахт, а Сталин и Красная Армия могли планировать план уничтожения. В стратегической наступательной Ленинградско-новгородской операции участвовал 1 миллион советских солдат, 20 тысяч орудий, 1600 боевых танков. Они были разделены на одиннадцать армий и три фронта. В январе 1944 года советские войска нанесли тяжёлое поражение немецким армиям и отбросили противника на 250 километров от Ленинграда.

Группа армий «Север» уже не могла нанести ответный удар. Из-за небольшой боевой активности на ее участке фронта, до 1943 году из неё выводили дивизии для того, чтобы закрыть многочисленные дыры на других фронтах. Из оставшихся дивизий лишь сорок были более-менее пригодны для боёвых действий (На конец 1943 – начало 1944 насчитывалось 14 пехотных батальонов).

На одном километре – всего восемь солдат

Две армии – 400 тысяч человек – должны были «прикрывать» линию фронта (1000 км). Вдоль нее разместили 16 танков и 109 самоходных артиллерийских установок. Среди них было четыре танка Т-34. Первый Воздушный флот Германии имел в своём распоряжении 45 истребителей, 26 самолётов-штурмовиков, против которых на позицию ставка Верховного Главнокомандования Советского Союза выдвинула 1400 боевых машин. В некоторых частях фронта между Витебском и Финским заливом на одном километре было всего восемь солдат.

В середине января советские войска начинают наступление, которое длится всего несколько дней. Продолжалось оно до тех пор, пока не было разомкнуто кольцо блокады Ленинграда. Немецкий генерал-фельдмаршал Георг фон Кюхлер (Georg von K?chler), главнокомандующий сухопутными войсками, не дожидаясь приказа Гитлера, организовывает генеральное отступление своих войск с целью не быть окружённым Красной Армией.

Диктатор был взбешён. После того, как Великий Новгород был освобожден советскими войсками (в январе 1944 года), Гитлер посылает на фронт самолёт, который должен доставить «ответственного» офицера в суд. К большому удивлению Гитлера, нехватка личного состава на фронте показала, что западный берег озера Ильмень мог «охраняться» эстонским и литовскими батальонами. Об этом идёт речь в работе, опубликованной Центром военной истории и социальных наук вооруженных сил Бундесвера в Потсдаме (Zentrum f?r Milit?rgeschichte und Sozialwissenschaften der Bundeswehr).

Немецкий историк Карл-Хайнц Фризер (Karl-Heinz Frieser) считает, что снятие кольца вокруг Ленинграда ещё раз показало немцам, что их долговременная прочная линия фронта была прорвана. Кроме того, советские войска начали наносить удар в немецкий тыл. Десятки тысяч партизан подорвали 300 мостов и 133 воинских эшелона, в то время как снабжение фронта производилось на гужевых повозках.

«Обыденные критические моменты»

22-го января Кюхлер вылетает в Восточную Пруссию, в Вольфшанце – штаб-квартиру Гитлера, для того чтобы немедленно получить разрешение на отвод своей армии к Линии Пантера – Вотана. Осенью 1943 года этот оборонительный рубеж (его также называют «Восточный вал») был создан в качестве барьера для противника. Но вместо того, чтобы предусмотреть стратегические потребности, маршал сталкивается с неистовым бешенством.

Гитлер рвал и метал: «Такие критические ситуации встречаются на каждом шагу. Я против каких бы то ни было отводов войск. Бой должен вестись как можно дальше от границ рейха». Военно-морской флот в этом поддержал Гитлера. Однако, его командование боялось начала атак со стороны Краснознаменного Балтийского флота в Ленинграде. Гитлер объявляет о командировании резервов – единственного танкового дивизиона.

Вернувшись в реальность, Кюхлер понял, речь уже шла не о последовательном отступлении войск, а о спасении остатков немецкой армии. 29-го января он докладывает своему главнокомандующему: «18-я армия раздроблена на три части. Она не в состоянии выстроить крепкую линию фронта». Для того чтобы избежать уничтожения своей армии, Кюхлер задумывает генеральное отступление к так называемой линии Луги.

Цена победы – два миллиона погибших

Но ситуация так и не стабилизировалась. В середине февраля Гитлер всё же был вынужден приказать войскам отступать к линии Пантера – Вотана (по границе с Эстонией и Латвией). 31 января генерал-фельдмаршал Вальтер Модель (Walter Model), командующей 9-й армией и являвшийся одним из самых любимых генералов Гитлера, получает пост Кюхлера. Но и ему не удаётся предотвратить «развал» фронта. Его приказы «не отступать», с помощью которых после поражения под Курском он ещё мог замедлить отвод войск, уже не помогали – слова не могли заменить танки.

Попытка Гитлера, как можно дольше держать сомкнутым кольцо вокруг Ленинграда вопреки всем стратегиям, обернулась катастрофой. Три дивизиона были полностью уничтожены, 23 раздроблены на части. На конец января сухопутные войска потеряли 60 тысяч человек. К марту потери составили примерно 100 тысяч человек – из них 18 тысяч убитыми, 70 тысяч ранеными и 11 тысяч пропавшими без вести. За это время советские войска понесли потери более чем в 300 тысяч солдат и почти 500 танков, что не в последнюю очередь нужно объяснять отсутствием опыта и беспощадностью Ставки.

Карл-Хайнц Фризе уверен, что бой за Ленинград стал «началом конца на Севере» подобно тому, как в декабре 1941 провалившееся наступление вермахта на Москву переменило ход войны. То, что должно было стать примером уничтожения идеологического врага, стало символом победного сопротивления. Цена была ужасающей: около двух миллионов гражданских и военных погибло при обороне Ленинграда.

«Die Welt»(InoSMI)