Армению посетил с официальным визитом министр иностранных дел Ирана Джавад Зариф, состоялась встреча с министром иностранных дел Армении. Прозвучали заявления относительно двусторонних отношений, а также региональных, экономических, политических проблем и Нагорно-Карабахского конфликта, тем более, что Зариф встретился также и с премьер-министром Овиком Абраамяном. В заявлениях, по сути, нет новых, или имеющих ключевое значение обстоятельств, и здесь можно считать важным сам факт визита министра иностранных дел Ирана, на фоне событий, происходящих в регионе.
Первое, естественно, ситуация на армяно-азербайджанской границе, и в связи с этим довольно жесткие и смелые заявления армянской стороны о превентивных ударах, и обострении ситуации на территории Азербайджана, что, по сути, несомненно говорит об определенно новых реалиях, которые для армянской стороны служат основанием для того, чтобы делать такие заявления.
Здесь вне всяких сомнений то, что Иран не мог не заинтересоваться этими реалиями, особенно, если учесть то, что Иран в случае каких-либо событий, связанных с Карабахским конфликтом, всегда поддерживал связь с Арменией, и можно сказать, что Ереван в этом плане для Тегерана, возможно, является самым надежным источником получения информации в плане процессов, происходящих в карабахском направлении.
В таких ситуациях либо министр иностранных дел, либо какой-либо другой высокопоставленный чиновник посещает Армению, или, по крайней мере, связываются по телефону, или посол Ирана посещает какую-либо высшую государственную структуру Армении. В этот раз Армению посетил министр иностранных дел Ирана, что означает, что Иран придает ситуации большое значение.
Судя по заявлениям армянской стороны, проблема действительно относится к ключевым реалиям, и Тегеран, естественно, не на самом высоком политическом, но довольно значительном уровне пытается понять ситуацию, что изменилось в результате событий, произошедших за последние дни, за счет каких факторов армянская сторона ужесточила свои позиции, и, по сути, угрожает Азербайджану асимметричными карательными действиями.
В то же время, визит министра иностранных дел Ирана интересен на фоне визита министра обороны РФ в Иран, который состоялся несколько дней назад, в ходе которого стороны заключили меморандум военно-технического сотрудничества.
Это, конечно, уровень намерений, но, тем не менее, очевидно, что Россия в ближайшем будущем попытается увеличить внимание в направлении Ирана, и здесь, естественно, ключевую роль получают и Армения, и Азербайджан, если, конечно, в отношениях Иран-Россия возникнут перспективы сухопутного сообщения.
Роль Армении примечательна с той точки зрения, что Армения стала членом ЕАЭС, но, в то же время, существует еще и Грузия, которая не только не является членом ЕАЭС, но и имеет ряд обстоятельств, котоыре проблематичны для России, причем, и по объективным, и субъективным причинам.
Не исключено, что Россия ожидает согласие от Ирана в вопросе осуществления программ посредством Азербайджана, тем более, что несколько месяцев назад распространились слухи о железнодорожной связи Иран-Россия по территории Азербайджана. Но, в то же время. Иран, возможно, не склонен осуществлять с Азербайджаном такие программы, учитывая довольно напряженные отношения этих двух стран, в связи с территориальными проблемами, наличия азербайджанского фактора в Иране, с проблемами разделения бассейна Каспийского моря. Для Ирана благоприятным партнером может рассматриваться Армения. И не исключено, что Тегеран пытается подвести Москву именно к этому варианту.
Однако для Кремля этот вариант проблематичный не только по части Грузии, но и вообще, кавказской политики, поскольку в плане проектов с Ираном, Россия попытается привлечь в общее поле Азербайджан, и в то же время, не допустить, чтобы Армения пусть и в контексте российско-иранского сотрудничества, приобрела инфраструктуры, которые могут в дальнейшем послужить для независимости и суверенитета.
1in.am