Приводим интервью спикера парламента Грузии Давида Усупашвили на сайте Медиамакс:
— Бывший премьер-министр Грузии Бидзина Иванишвили в интервью нашему агентству в январе 2013 года говорил, что необходимо должным образом оценить «огромный потенциал возможностей для развития сотрудничества между Арменией и Грузией и выработать новую многоканальную стратегию для взаимодействию». Как Вы считаете, насколько полно стороны используют сегодня потенциал сотрудничества?
— Во-первых, пользуясь случаем, позвольте поблагодарить моего коллегу Галуста Саакяна за приглашение. В ранге председателя парламента Грузии это будет уже моим вторым визитом в Армению, и сам по себе этот факт также свидетельствует о наших дружеских и добрососедских отношениях.
Прежде чем перейти к вопросу, хочу высказать соболезнование всей Армении в связи с трагедией в Гюмри. Когда убивают всю семью, в том числе — грудных детей, это трагедия не только армянского народа, но и всего человечества. Эта трагедия была шокирующей для грузинского общества, мы все прониклись чувством глубокого возмущения и боли.
Что касается большего использования потенциала сотрудничества, отмечу, что наши межгосударственные связи многогранны. Транзитная инфраструктура Грузии жизненно важна для Армении. Главная артерия, связывающая Армению и Россию, проходит через Грузию. Через Грузию Армения выходит к морю, получая доступ к мировому экономическому пространству, откуда получает практически все виды товаров и энергоносители. Этими же путями Армения экспортирует в Россию и другие страны свою продукцию. Все это уже подразумевает плодотворное сотрудничество в сфере транспорта.
Между Грузией и Арменией осуществляется торговля продукцией сельского хозяйства, сырьем, стройматериалами, активно развивается туризм и так далее.
В магазинах Тбилиси всегда традиционно хорошо продавалиссь кофе из Армении или соки экзотических фруктов. Но вот когда на прилавках появился армянский виноград, мы подумали: а не пересмотреть ли нам торговые отношения? Но потом нас успокоили — из него не получается вино, значит, он не составит конкуренцию грузинскому. Это, конечно же, шутка!
А теперь серьезно, взглянем на цифры. Торговый оборот между нашими странами в 2013-м вырос на 50 процентов. Была динамика роста и в 2014-м, хотя, конечно, потенциал не полностью освоен. Например, можно ведь осуществлять некоторые экономические проекты в общем региональном контексте. Это бы повысило конкурентоспособность нашей продукции на мировых рынках. Почему бы, грузинским и армянским туроператорам не предлагать в пакете иностранным туристам знакомиться не только с их страной, но и с соседней? Это могло бы значительно увеличить туристические потоки в регионе. Но для этого надо сначала основательно изучить все сферы, тщательно проработать все идеи такого рода, все верно рассчитать и проанализировать, чтобы определить — какую нишу в мире может занять кавказский продукт. Определенные шаги в этом направлении уже сделаны.
Подтверждением этому служит не только обмен визитами высокого уровня. В октябре прошлого года встречались председатели комитетов парламентов двух стран, состоялось заседание межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству, были образованы совместные рабочие группы по экономическим вопросам. Все это говорит о том, что на уровне законодательной и исполнительной властей наших стран налицо желание углубить сотрудничество не только по общеполитическим вопросам, но и на отраслевом уровне.
— Грузия и Армения вовлечены в разные интеграционные проекты: Армения стала членом ЕАЭС, а Грузия подписала Соглашение об Ассоциации ЕС и намерена стать членом НАТО. В одном из своих интервью Вы говорили, что необходимо использовать различие внешнеполитических курсов в целях сближения. Как это можно сделать на практике?
— Внешнеполитическая ориентация наших стран действительно разнится. Грузия подписала Соглашение с Евросоюзом об ассоциации, Армения же вступила в основанный Россией ЕАЭС. Наши страны вступают в международные организации по собственному желанию, исходя из своих интересов и с учетом взаимоотношений с дружественными странами. Заверяю Вас, что Грузия не вступает ни в одну организацию, которая ущемила бы ее суверенитет. Надеемся, что, несмотря на членство в ЕАЭС, Армения сохранит такую степень независимости, что наши отношения продолжатся без вмешательства третьих сил.
У наших стран на этот счет есть большой опыт. Кавказский регион исторически был в центре геополитических баталий, испытывая давление империй. Несмотря на это, нашим предкам хватало мудрости, невзирая на желание империй, сохранять добрососедство, выпроваживая в конечном счете непрошенных гостей. Этот опыт должен быть учтен. И несмотря на существующие политические реалии, государства Южного Кавказа должны верно просчитать, где у нашего региона лучшие перспективы развития, где будущее, прогресс, а где — борьба с призраками прошлого и ограничение свободы. Если мы сделаем правильный выбор на основе ценностей, если мы точно определим цели и задачи, то различными политическими маневрами преодолеем нынешние вызовы и не только не нанесем ущерб историческим традициям добрососедства, но наоборот, будем содействовать развитию друг друга.
Хочу подчеркнуть: когда Грузия делала свой европейский и евроатлантический выбор, то думала не только о собственных перспективах, но и о развитии всего региона. Ведь вкрапление региона Кавказа в политико-экономические очертания Европы означает лучшее будущее для всех его жителей. Так, договоренность между Грузией и ЕС о свободной торговле открывает двери не только нашей стране на один из самых больших и стабильных рынков, но и для Армении и для всего региона в целом. Чем ближе будет Евросоюз к границам Армении, тем легче будет доставлять армянскую продукцию на рынок ЕС. Договоренность с ЕС мы не рассматриваем как барьер в отношениях между нашими странами. Думаем, что Грузия станет «мостиком» в ЕС для всего региона, сократив путь к европейским преимуществам. Надеюсь, что армянская сторона при вступлении в ЕАЭС руководствовалась такими же принципами. Остальное уже зависит от навыков наших предпринемателей.
— Время от времени на поверхность выходит вопрос возможного восстановления сообщения по абхазскому участку железной дороги, который имеет важное значение для Армении с целью прорыва транспортной блокады. Готовы ли власти Грузии рассматривать этот вопрос отдельно от политических вопросов грузино-абхазского урегулирования?
— В СМИ вопрос возобновления движения по абхазскому участку железной дороги Грузии действительно периодически приобретает актуальность. Мы понимаем заинтересованность Армении в восстановлении железнодорожного сообщения с Россией. Однако этот вопрос в Грузии не рассматривается. Ни одно правительственное ведомство не ведет переговоров на этот счет. Этот вопрос не может быть рассмотрен вне контекста отношений с Россией с оккупированным регионом Грузии — Абхазией. Понятно, что недавнее так называемое союзническое соглашение между Россией и оккупированной Абхазией негативно сказывается на рассмотрении подобной тематики. Как и расхождения в наших позициях в отношении резолюции ООН «О статусе беженцев и насильственно перемещенных лиц из Абхазии и Цхинвальского региона».
— Новая железная дорога Баку-Тбилиси-Карс также может открыть новые возможности для Армении, но звучат мнения о том, что Турция и Азербайджан могут повлиять на Грузию, чтобы исключить использование дороги армянской стороной. Что Вы можете сказать на этот счет?
— Отношения Грузии с другими государствами в торгово-экономической, образовательной, медицинской и любой другой сферах регламентируются соответствующими договорами и законами. Правительство Грузии свободно от неформального давления любого типа и действует, исходя из собственных интересов. Поэтому излишне говорить о том, что Баку или Анкара воздействуют на позицию Тбилиси. В ином случае, будь такое давление, в Армению бы через Грузию не поступало бы столько разнообразной продукции, как это происходит сейчас.
— 24 апреля 2015 года армяне всего мира отметят 100-ю годовщину Геноцида армян в Османской Турции. Можно ли ожидать от парламента Грузии какого-то заявления или декларации в этой связи?
— Реакция на происшедшее в Гюмри ещё раз показала, что грузинский народ с болью воспринимает горе армян, и, безусловно, этническая чистка, произошедшая в начале XX века — огромная трагедия армянского народа. Оглядываясь на новейшую историю Грузии, вы увидите, что нам не чужда боль этнической чистки.
Что касается вашего вопроса, думаю, нам не следует ожидать каких-либо новых подходов и заявлений парламента Грузии по этому вопросу.
Источник: mediamax.am