«И вот я впервые в Азербайджане, Баку, 2010 год. За большим столом — творческая интеллигенция, все азербайджанцы. За последние четверть века город перестал быть интернациональным», — пишет российская журналистка Татьяна Щербина в статье, опубликованной на сайте газеты «Московские новости».
Автор отмечает, что так как в Баку она была гостем, ей стали задавать вопросы, и первый вопрос был о том, как она относится к армянам. «В Москве перед отъездом меня предупреждали: “Там — ни слова об Армении”. Я и не собиралась», — пишет Щербина, добавив, что ответила «никак», чтобы уйти от темы, тем более, что относится к разным людям по-разному, к армянам в том числе.
Однако, как отмечает автор, ее ответ лишь спровоцировал волну напряжения: «Значит, вы за армян». «Нет, я ни за кого. Я русская, армяно-азербайджанский конфликт от меня далек», — отвечает журналистка.
После чего принимавшие гостью азербайджанцы начинают с жаром рассказывать, «что они (армяне – прим. ред.) сделали». На замечание журналистки, что она знает и про резню армян в Сумгаите и предложение сменить тему, ей отвечают, что «армяне промыли вам мозги. Они же захватили все российское телевидение». Щербина ответила, что не смотрит ТВ, и ей стали рассказывать, что «Армения — это Западный Азербайджан», а советская власть «специально создала» Армению, «чтобы уничтожить Азербайджан».
«Понимаю, что если стану сейчас говорить о древности Армении, то ни у кого не останется сомнений, что я армянская шпионка. А мне тут еще жить несколько дней. Я отвечаю резко, что мне неинтересно говорить об Армении, и начинаю нахваливать еду — долму, дюшбару, кутабы, плов с сухофруктами, — поедая ее с преувеличенным аппетитом», — пишет Щербина.
«А вы знаете, что армяне украли у нас долму? Причем вместе с названием, что уж вовсе безобразие!», — заявили азербайджанцы.
Журналистка отвечает, что не знает, ибо не была в Армении. «Сдерживаюсь, чтоб не сказать, что армяне делали долму — толму — во времена, когда и Азербайджана-то никакого не существовало. Но дело переходит к десерту, к пахлаве, и на замечание, что это исконно азербайджанское блюдо должно быть запатентовано, потому что армяне и тут подсуетились, я взрываюсь, говоря, что пахлава (которую очень люблю) известна с VIII века», — пишет автор.
Татьяна Щербина также отметила: «Пирог с измельченными орехами и сахарной пропиткой приготовил повар султана в Малой Азии (еще и Турции не было, не то что Азербайджана), а тонкие листы, пропитанные медом, стали делать греки, пахлава — греческая! Да мне все равно на самом деле, чья пахлава. А на Кипре была баталия между греческой и турецкой частью — за приоритет изобретения пахлавы! Один историк в Турции говорил мне, что Древняя Греция — миф, на самом деле это была Турция. Я, будучи древнегреческим националистом, возмущалась».
В статье сказано, что сегодня этническая/конфессиональная идентичность наливается соком — и желчью, а профессиональная, гражданская, интеллектуальная идентичность — выхолащивается. «У каждого есть свой резон ненавидеть, обороняться, наступать, и я не готова кого-либо осуждать. До тех пор, пока не задета моя идентичность. Задевает ее низовой пожар ненависти и верховой — лжи», — пишет Татьяна Щербина.