Профессор истории в университете штата Массачусетс, сотрудник Института Кеннана США Одри Л. Альтштадт в интервью азербайджанскому информагентству «Туран» прокомментировала ситуацию в Азербайджане и его отношения с Западом. Обращаясь к факту преследования членов гражданского общества и журналистов, она отметила, что такая ситуация в Азербайджане складывалась медленно в течение последних нескольких лет.
«Я думаю, что режим боится чего-то вроде украинского Майдана или чего-то вроде Арабской весны. Чтобы предотвратить это, они предприняли ряд серьезных мер. В частности, молодых людей привлекают на госслужбу или престижную работу, где они не могут угрожать режиму и не уходят в стан оппозиции. Те, кто не понимает, что все это дается в обмен на политическую лояльность, а не для того, чтобы иметь собственное мнение, изгоняются. Молодежь, которая не принимает эти правила игры, подвергается риску серьезного преследования: угрозы, давление, обвинение в хранении наркотиков и оружия, досудебные аресты, сфальсифицированные суды и тюрьма», – отметила профессор, добавляя, что число несогласных с режимом растет и люди, которые решили вмешаться в политику в таких условиях, очень храбры, они берут на себя огромный риск.
Отмечается, что нынешний режим боится потерять и привилегии, которые дает ему власть. И когда журналисты, в частности, Хадиджа Исмайлова, расследуют коррупцию правящих кругов, они становятся объектами угроз.
Альтштадт вспомнила, что в 1991-1992 гг. многие люди в Азербайджане смотрели вперед с оптимизмом, полагая, что это начало пути к демократизации, к открытому гражданскому обществу, к серьезным экономическим и иным реформам, но этого не произошло. То же самое произошло с первой демократической республикой в 1918-1920 гг. И тогда была республика, идеалы демократии и большие возможности.
«Однако широкое подавление свободы слова, журналистов, активистов нельзя объяснить интересами безопасности. Как историк, я могу сказать, что есть определенные политические режимы, которые всегда пытаются использовать тему национальной безопасности как предлог для подавления своих критиков. Я не понимаю, как избиение заключенных в тюрьме помогает национальной безопасности Азербайджана? Я не понимаю, как увеличение в 10 раз штрафа за участие в демонстрациях или подбрасывание наркотиков активистам, как угрозы ареста детям политических активистов — как все это способствует национальной безопасности Азербайджана?» – подчеркнула эксперт.
В беседе профессор также обратилась к теме предстоящих парламентских выборов в Азербайджане, отмечая, что в старых копиях заявлений Совета Европы указаны несколько конкретных шагов: Центральная избирательная комиссия должна быть сформирована заново и быть независимой, а не так, как сейчас, где доминирует правящая партия «Ени Азербайджан». Второй шаг – открыть страну для международных наблюдателей: не только для тех, кто завербованы правительством, а реальных наблюдателей от международных организаций. Это будет означать, что все, включая избирательные участки, должны играть по правилам. Справедливые выборы невозможны без свободной предвыборной атмосферы, когда кандидат спокойно может зарегистрироваться, а оппозиционер получает эфирное время.
«Большинство людей узнают новости по телевидению, которое полностью контролируется государством. Открытая дискуссия не означает, что собравшие за круглым столом кандидаты кидаются на одного оппозиционера и оскорбляют его, швыряют бутылки и стаканы, вместо того, чтобы говорить о проблемах страны и предлагать пути их решения. Подобные позорные вещи мы видели в 2013 году на президентских выборах. Если кто-то думает, что подобный позор повышает имидж страны, то он глубоко ошибается», – добавила она.
По поводу заявления помощника госсекретаря Виктории Нуланд о создании совместной американо-азербайджанской структуры по правам человека и демократии, Альтштадт отметила, что диалог лучше, чем его отсутствие, но долгая история таких диалогов между Азербайджаном и Советом Европы, многочисленные комиссии, дискуссии и отчеты, рекомендации по улучшению, ничего не дали. «Многие из нас переживают, когда видят, как, например, мучают Гюнель Гасанли только за то, что она дочь оппозиционера. Подобные вещи не могут формировать у американцев позитив об Азербайджане. Именно подобные факты – главный источник критики международных организаций», – подчеркнула Альтштадт.
Относительно того, что правительство Азербайджана тратит миллионы долларов в Вашингтоне, чтобы улучшить имидж страны, эксперт выразила мнение, что такие усилия дают интересный эффект. «Для лоббистов главное получить деньги и отчитаться, поэтому они идут на любые ухищрения. За последние полгода все больше людей говорят мне, что их раздражает эта навязчивая хвала или рекламирование. На днях мне рассказали случай, как сотрудник лоббистской компании представился научным работником, чтобы попасть на слушания по проблеме нарушения демократии в Азербайджане. Оказавшись на мероприятии, он был разоблачен и присутствовавшие поняли это. Когда лоббистская фирма использует такие методы и одновременно хвалит Азербайджан, то эти усилия результата не дают. Я не раз слышала в Конгрессе жалобы, что уже надоело слушать все это. Если раньше такая пропаганда имела некоторый позитив, то теперь это работает против Азербайджана», – подчеркнула она и отметила, что сама видит такую реакцию в Вашингтоне и слышит это от людей, которые вынуждены слушать «всю эту лоббистскую болтовню».