Домой Азербайджан Представитель Аппарата президента Мексики про Азербайджан и алиевский режим

Представитель Аппарата президента Мексики про Азербайджан и алиевский режим

253
0

Представитель Аппарата президента Мексики про Азербайджан и алиевский режимМежду местными властями Мехико и правительством Азербайджана в июле 2011 года был подписан договор о строительстве Парка дружбы Мексики и Азербайджана, в котором должен был быть установлен памятник Гейдару Алиеву и ходжалинским событиям, а правительство Азербайджана должно было профинансировать эти работы «по благоустройству города».

Представитель Аппарата президента Мексики Франсиско Сони Солчага в своей статье на сайте журнала «Foreign Affairs Latinoamerica» отмечает, что в октябре и декабре 2011 года парламент Мексики призвал правительство обязать Армению и Азербайджан прекратить свой спор вокруг Нагорного Карабаха и наказать виновных в ходжалинских событиях. Таким образом, Мексика ввязалась в этот конфликт и, что хуже, поддержала Азербайджан, в то время как мексиканцы даже не знали, где находится эта республика, Ходжалу или Нагорный Карабах, отмечает автор.

В исторической справке региона Солчага отмечает, что в начале 20 века армяне жили в регионе и на территории царской России и на территории Османской империи, где подверглись Геноциду в 1915-1920 годах. Таким образом сегодня армяне сконцентрированы преимущественно на территории Республики Армения, хотя есть влиятельная диаспора в США, Франции и России. Автор также подчеркнул, что Турция отказывается нести ответственность за Геноцид армян, что стало причиной дипломатической напряженности между двумя странами, а также между Турцией и европейскими странами.

Как пишет автор, нынешний конфликт между Арменией и Азербайджаном является продолжением противостояния за Нахичеван и Нагорный Карабах еще с 1918-1920 годов. После присоединения региона к Советскому Союзу, конфликт временно прекратился, хотя и обстоятельства спровоцировавшие его начало, сохранились. Советские власти признали Нахичеван и Нагорный Карабах частью Азербайджана. Десятилетия спустя преимущественно армянское население Нагорного Карабаха начало требовать большей автономии, но Азербайджан не принял этого.

В течение 1987 года имели место различные случаи этнического насилия, и когда парламент Нагорного Карабаха проголосовал за присоединение к Армянской ССР в феврале 1988 года, началась принудительная высылка армян из Азербайджана. В марте Верховный Совет отправил в регион войска МВД, но насилие не остановилось, и после распада Советского Союза Нагорный Карабах провозгласил свою независимость. Конфликт перерос в открытую войну между непризнанной республикой Нагорного Карабаха (при неофициальной поддержке Армении) и Азербайджаном.

С целью поощрения переговорного процесса по урегулированию конфликта была сформирована Минская группа ОБСЕ под сопредседательством США, Франции и России. В мае 1994 года был подписан Бишкекский протокол, который положил конец войне. Де-факто он передает контроль над основной частью Нагорного Карабаха и прилегающих районов НКР, пишет автор, проводя параллели с ситуацией в Косово.

Автор также отмечает, что война оставила тяжелые гуманитарные последствия. Среди зверств против армян жестокостью выделялись погромы в Сумгаите и в Баку, а также Операция «Кольцо», с помощью которой азербайджанские силы осадили Нагорный Карабах в 1991 году.

«Трагедия Ходжалу важна, так как Азербайджан обвиняет армян в совершении геноцида. Согласно “Helsinki Watch” (ныне «Human Rights Watch». – Прим. ред.), азербайджанцы имели в Ходжалу артиллерийские и ракетные пусковые установки, которые использовали для бомбардировки Степанакерта – столицы Нагорного Карабаха. Ходжалу, как и Степанакерт, являлся гражданским пунктом, но именно азербайджанцы его превратили в военный объект, превратив его в свою огневую точку. Согласно позиции Нагорно-Карабахской Республики, они заранее предупредили население Ходжалу о готовящейся операции и просили гражданских лиц покинуть свои дома, хотя, по показаниям, собранным со стороны “Helsinki Watch”, азербайджанское население не думало, что армяне займут населенный пункт и осталось в своих домах. Тем не менее, на рассвете 26 февраля 1992 года, армяне почти полностью окружили Ходжалу, оставляя свободный коридор в направлении горного перевала, чтобы население могло уйти, после чего началась атака. Покинувшие село жители попали под обстрел за ее пределами. Списки погибших разнятся по источникам: от 160 человек (подсчеты нескольких правозащитных НПО) до свыше 600 (цифра правительства Азербайджана)», – отмечает автор.

Армянская сторона приводит также заявление тогдашнего президента Азербайджана Аяза Муталибова, который отмечает, что эти события могли быть спровоцированы военизированными силами Национального Фронта Азербайджана (политическая партия Гейдара Алиева), которые помешали уходу гражданского населения с целью спровоцировать резню и тем самым свержение Муталибова, что и произошло в последующие дни.

Азербайджан расценивает произошедшее как «геноцид». Однако «Helsinki Watch» установила, что среди покидающих Ходжалу азербайджанцев были вооруженные военные, одетые в форму. «Другими словами, по крайней мере, азербайджанцы смогли быть соучастниками трагедии, использовав граждан в качестве щита», – пишет Солчага, указывая также на то, что согласно эксперту по Кавказу Томасу де Ваалу, случившееся стало результатом беспорядка во время вывода войск, а не планом уничтожения населения (геноцида). Кроме этого, по показаниям чешской журналистки Даны Мазаловой, инцидентом могли манипулировать, чтобы он казался более тяжким.

Приводя в пример ситуацию на Балканах, автор отмечает, что Международный суд ООН постановил, что инциденты между хорватами и сербами не являлись геноцидом, так как их целью являлось не уничтожение, а выселение. Несмотря на это, внешняя политика Азербайджана поставила перед собой цель добиться признания событий в Ходжалу в ходе карабахской войны «геноцидом», забывая о том, что они также совершили зверства в отношении армян.

Тем самым, в отличие от парламента, правительство Мексики придерживается нейтральной позиции по карабахскому конфликту и поддерживает усилия Минской группы ОБСЕ. Отмечается, что поддерживая азербайджанскую позицию, Мексика также испортила отношения с Арменией, что стало ясно, когда глава МИД Армении Эдвард Налбандян в ходе визита в 2012 году заявил, что действия парламента Мексики и мэрии Мехико противоречат позиции международного сообщества, выраженной Минской группой и имеют отрицательное влияние на армяно-мексиканские отношения. С другой стороны, Мексика также испортила отношения с Азербайджаном, когда в результате справедливых протестов, была вынуждена убрать памятник Гейдару Алиеву из Парка Дружбы и слово «геноцид» с памятника жертвам Ходжалу. И хотя угрозы Азербайджана разорвать отношения не стали реальностью, конфликт с этим государством может иметь определенные последствия.

Автор обвинил парламент и мэрию Мехико в политической недальновидности, поскольку перед принятием подобных решений следовало проконсультироваться с внешнеполитическим ведомством страны, дабы не бросать тень на имидж государства.

«Они дали одурачить себя и были готовы рискнуть международным престижем Мексики в обмен на путешествия в Баку, немного икры и 7 миллионов долларов на благоустройство города, не отдавая себе отчета в последствиях», – заключает автор.