Жан Жак Элизе Реклю – французский географ, историк и социолог. В нескольких его трудах имеются довольно подробные характеристики армян, их физического типа и уклада жизни. В 1890 г. в Вагаршапате на армянском языке вышла в свет книга Реклю «Русская Армения, или бассейн Аракса. Озеро Урмия и Передняя Азия». Из книги «Мнения европейцев об Армянском вопросе», «Дрошак», 2 издание, 1908, с. 391-392).
Человек и земля
…Избиения армян, организованные с таким знанием дела, что невозможно в них видеть последствия народного восстания или войны между расами, явились самыми ужасными из всех современных зверств, представляющих наибольшую сумму преступлений. В самом Константинополе избиения с 26 по 29 августа 1896 года производились с такой планомерностью, которая свидетельствует о сознательной воле и хладнокровной расчетливости организаторов убийств. Дома обреченных на смерть армян были накануне помечены мелом; несчастные, подстерегаемые со всех сторон, не могли и думать о бегстве; им оставалось только терпеливо покориться неизбежному. Затем, на заре, мясники и люди кровавого ремесла, специалисты по резанию животных, начали свой поход и без суеты, без криков быстро принялись за работу – прикалывание своих жертв: почти везде резня происходила среди бела дня, на пороге самих домов, которые должны были сохранить на себе кровавое пятно в знак монаршего гнева. Таким образом, погибли во цвете лет тысячи людей. Сколько именно? Официальные донесения, без сомнения, останутся надолго неизвестными; приблизительно подсчеты гласят о семи тысячах трупов. Что же касается тех армян, которые погибли в 1894 по 1896 и затем в 1900 годах от руки курдов в провинциях Ван, Эрзерум, Мамурет-эль-Азис, Битлис, Сивас, Диарбекир, Алеппо, то приблизительные цифры колеблются между 3 и 500 тысячами. Из рассказов об ужасах того времени следует выделить поведение жителей Зейтуна, которые, видя оборот, принимаемый делом, организовали защиту своих гор, взяли гарнизон в плен (28 октября 1895 года) и оказывали турецкой армии сопротивление до тех пор, пока европейские консулы не уладили условий сдачи (30 января 1896 года). Этот исход «спасал престиж» султана и предохранял армян от угрожавших им истязаний. Жители Зейтуна завоевали себе право на жизнь.
На первый взгляд, по-видимому, нельзя объяснить, что европейские державы могли относиться к подобным деяниям терпимо, так как от поведения властителей можно требовать, по меньшей мере, соблюдения известного внешнего декорума; но так уж вошло в традицию, что в подобных делах руки монархов совершенно развязаны; к тому же правительства, на совести которых также лежат аналогичные деяния, чувствуют себя более или менее солидарными даже в преступлении и единодушно стараются водворить молчание и замаскировать преступление, которое они должны были бы предупредить. Возможно даже, что в этих делах имело место своего рода молчаливое соучастие. Не говоря уже об этих, с позволения сказать, государственных мужах, об этих ничтожных дипломатах, которые считают за величайшую честь получение знаков отличия и титулов из окровавленных рук, разве не было для России известной выгоды в том, чтобы ее закавказская граница была избавлена от народа, имеющего свободолюбивые, чуть ли не республиканские тенденции, и большая часть молодежи которого примыкает к неспокойным и опасным группам русских студентов?
Армения — прародина родин
Есть ли на свете страна, чье имя сильнее волновало бы нас, чем имя Армения?
Мыслящее человечество всегда должно лелеять чувство невольного уважения к древнейшей Азии. Перед очами нашей души всегда должен выситься овеянный славой прекрасный образ Масиса, нашего исторического, вписанного в традицию Арарата. Стародавняя вера в чудеса, конечно же, развеялась, и на его сверкающей белизной вершине уже не ищут почернелых обломков ковчега, в котором якобы нашел пристанище наш прародитель. Символы ныне бесполезны, поскольку познания природоведов, этнологов, историографов говорят нам, сколь важна страна Армения для всякого, кто изучает растительный и животный мир и переселение народов. Армения есть отечество всех и каждого, это прародина наших отдельных родин. Все мы, французы, англичане, немцы и итальянцы, ещё мечтаем увидеть в нагорной Азии обращенный к Кавказу заветный край – колыбель наших предков.Увы, доставшаяся в наследие слава далеко не всегда дружит с удачей. Найдётся ли среди новейших народов хоть один, превосходящий армян несчастьями? Разделенные между тремя державами, ни в одной из них они не обрели дома. Они всегда квартируют у чужих, и эти чужаки не раз оказывались их угнетателями и врагами.Когда же так называемое «Национальное согласие» преодолеет свою трусость и раболепие перед лицом коронованных палачей? Нет среди тяготеющих над нами унижений более тяжкого и мучительного. И несчастные армяне в своей наивности все еще оказывают нам честь и взывают к нам, к нам – изменникам, трусам и лицемерам, а мы стыдливыми словесами переадресовываем этот зов от одного милосердного благодетеля к другому сердобольному благодетелю, то бишь от смерти к рабству, от рабства к смерти.
Источник: imyerevan.com