Домой Аналитика и Геополитика Карабахский конфликт может породить цепную реакцию: «Financial Times»

Карабахский конфликт может породить цепную реакцию: «Financial Times»

211
0

Карабахский конфликт может породить цепную реакцию: "Financial Times"Замороженный конфликт между Азербайджаном и Арменией за Нагорный Карабах нагревается, переходя в постоянные вспышки на границе. Это угрожает региональной стабильности и может породить цепную реакцию, которая выйдет за пределы Южного Кавказа, пишет Financial Times.

Боевые потери в январе 2015 г – 12 убитых и 18 раненых – оказались самыми большими подтвержденными данными в первый месяц года, со времени подписания соглашения о прекращении огня в 1994 г.

Последние столкновения не имеют такого масштаба, как в годы войны, но число жертв за 2014 год, около 60 – наибольший за 20 лет, как отмечают международные наблюдатели. «Рисков все больше. Характер столкновений на позициях все опаснее. Это уже не только снайперы. Это боевые вертолеты, артиллерия и многое другое», — отметил в беседе с FT анонимный европейский чиновник. Далее в статье говорится:

«Серж Саргсян и Ильхам Алиев в августе-октябре 2014 г встретились трижды – на переговорах при посредничестве России, затем США, затем – Франции. Но ни одна из этих встреч не приблизила мирного соглашения.

Вместо этого военные расходы, неуступчивость в политике и подогреваемая государством пропаганда усиливается с обеих сторон. А конфликт, не надо забывать, касается и Евросоюза, и России, и Турции, и США – не в последнюю очередь потому, что нефте- и газопроводы, важные для энергобезопасности Европы, проходят недалеко от линии соприкосновения в Карабахе.

Алиев и его правительство выказывают недовольство застоем на дипломатическом фронте – и делают это сильнее, чем в предыдущие годы. На конференции по безопасности в феврале в Мюнхене он пожаловался на двойные стандарты западных держав, которые налагают санкции на Россию из-за Украины, но не делают ничего для того, чтобы Армения соблюдала резолюции ООН, требующие отвода войск с азербайджанкой территории (имеется в виду Нагорно-Карабахская Республика – прим. ред).

За последние десять лет Азербайджан увеличил военные расходы – теперь они вдвое превышают весь бюджет Армении. Среди основных поставщиков оружия в Азербайджан – Израиль и Россия.

Тем не менее, Армения тяготеет к Москве – и экономически, и политически, и в военном сотрудничестве. В Гюмри, втором по величине городе Армении, расположена 102-я военная база РФ, а в январе Армения, в отличие от Азербайджана, присоединилась к Евразийскому экономическому союзу, идею которого выносил Владимир Путин и который объединяет Россию и несколько бывших советских республик.

Забрав у Азербайджана контроль над Карабахом и семью прилегающими районами во время войны 1992-94 гг, сейчас Армения во многом полагается на свое экономическое и оборонное сотрудничество с Россией, чтобы не дать Баку начать новую полномасштабную войну за утерянные территории.

Тем не менее, непонятно, как поедет себя Россия, если Азербайджан начнет атаку, но не будет переходить международно признанных границ Армении.

А беспокойство Баку вызывает анклав Нахичевань, уязвимый со стороны Армении: армянская территория со стороны от оккупированных земель (выражение из текста подлинника – прим. ред) отделяет его от остального Азербайджана. Россия и Турция объявляют себя гарантами статуса Нахичевани.

Союз Москвы с Арменией, ее продажи оружия Азербайджану и военный удар в 2008 г по Грузии, от которой отпало несколько частей, порождает вопросы об истинных намерениях Кремля в Минской группе ОБСЕ. Тем не менее, по словам западных чиновников, ситуация вокруг Крыма и Украины не мешает сотрудничеству в Карабахе.

С 2007 г посредники старались добиться соглашения на основе так называемых Мадридских принципов, предусматривающих постепенный вывод войск из большинства оккупированных территорий (выражение в подлиннике – прим. ред) вокруг Карабаха, а затем – референдум, который, наконец, определит статус региона.

Но н исключено, что ни армянское, ни азербайджанское общество психологически не готово на уступки, необходимые для мирного решения.

«Учитывая широту и глубину пропаганды с обеих сторон, молодое поколение может не воспринять идею компромисса», — заявил госчиновник одной из стран ОБСЕ».