Мы хотели бы почтить 100¬-летие Геноцида армян также вместе с турецким народом, тем самым огласив новую веху в примирения и установлении отношений двух народов, на что и были направлены подписанные в 2009 году протоколы между Арменией и Турцией и мое приглашение президенту Турции Эрдогану 24 апреля 2015 года вместе почтить память жертв Геноцида армян. Об этом на международном медиафоруме «У подножия Арарата» сказал президент Армении Серж Саргсян, отметив, что, к сожалению, и на этот раз Армения столкнулась с отрицанием, которое в этом году получило особое выражение.
«Сожалею, что то власти Турции, вместо того, чтобы использовать эту годовщину как повод для встречи лицом к лицу с собственной историей и примирения, поставили сами себя в неловкую ситуацию, явным образом искажая известную хронологию битв при Галлиполи, таким образом добавив в политику отрицания новые проявления.
Турецкие власти своей политикой отрицания не только оправдывают преступление Османских властей – лишение армянского народа родины, но создают опасный прецедент для совершения новых геноцидов. Яркими примерами тому являются Холокост, геноциды в Руанде, Камбодже, этнические чистки и уничтожение культурного наследия, осуществляемые в последнее время «Исламским государством». Их попытки избежать ответственности или предать забвению Геноцид армян можно охарактеризовать как продолжительное преступление и поощрение новых геноцидов.
Тем не менее, должен отметить, что все больше и больше представителей турецкой интеллигенции и передовой молодежи осмеливается встретиться лицом к лицу со своим прошлым, желая жить достойно и не нести это тяжелое бремя вины.
Очевидно, что в рамках политики нынешних властей Турции больше невозможно воплощение в жизнь известных армяно¬-турецких протоколов, которые официальная Анкара видела лишь с позиций периодически выдвигаемых ею абсурдных предусловий.
Именно поэтому я решил отозвать их из парламента. Таким образом процесс не дошел до своего логического завершения, и всем известно, по вине какой стороны это процесс провалился. Это не значит, что мы закрываем окно примирения с Турцией.
Тем не менее, мы не намерены вовлекаться в процесс, который может стать жертвой деструктивного своеволия третьей страны и, самое главное, без восстановления доверия», — в частности, отметил Серж Саргсян.