Один из самых главных вопросов, который возникает после участившихся в последнее время инцидентов на границе, заключается в том, сколько все это будет продолжаться, и когда Азербайджан прекратит осуществлять провокации. С одной стороны, на этот вопрос можно дать много вариантов ответов, а с другой стороны, очевидно, что сегодня у этого вопроса нет ответов, в противном случае, эти трагедии не повторялись бы. Начиная с 2015 года они повторяются с регулярной периодичностью. И после боли от человеческих потерь, которую мы испытываем после каждого инцидента, вся трагедия в том, что ситуация в этом плане тупиковая.
И не только тупиковая, но и, наверно, мы, как общество ловим себя на мысли, что к этим инцидентам мы уже привыкли, приспособились, и в случае их повторения, после боли от потерь, первый вопрос, который мы задаем властям и друг другу, обычно следующий: а может ли начаться широкомасштабная война. То есть, начало этой маленькой войны мы уже приняли, признали, и нас волнует уже только опасность большой войны. Возможно, так и подготавливается большая война, посредством привыкания к маленькой войне, делается незаметный переход к большой войне.
Мы, конечно, не хотим делать таких прогнозов, но ситуация действительно критическая, и, когда мы пытаемся понять, когда и как прекратится все это, то, возможно, самый оптимальный вариант ответа, следующий: когда мы, как общество, будем полностью готовы, как к маленькой, так и к большой войне. Главным залогом предотвращения перехода от маленькой войны к большой может стать именно наша подготовленность. В то же время, это может быть залогом ведения маленькой войны с минимальными потерями.
И здесь, в плане подготовки, мы уже сталкиваемся с внутригосударственными реалиями, экономикой, политикой, внешней политикой, законом, конституционным порядком, правами и свободами человека, ценностями равенства и братства, чтобы, например, в окопах плечом к плечу стояли и сыновья, бедных крестьян, и олигархов, и чиновников.
Вместо этого, мы сегодня имеем передозированный патриотизм, который преподносится пропагандой власти, который сам по себе не менее важен, но слишком опасен, если не сопровождается оперативными действиями по улучшению внутренних качеств. В случае их отсутствия, передозированный патриотизм на самом деле для прикрытия существующей реальности, и для сокрытия неосуществленных дел в вопросе удовлетворения этих внутренних потребностей, для избегания конкретной практической ответственности.
Мы пытаемся найти, понять, задействовать внешние механизмы для усмирения противника, и принуждения его к соблюдению перемирия, но безрезультатно, пока мы не задействуем наши внутренние механизмы, чтобы начать какой-либо эффективный процесс разрядки взрывоопасной, сверхобостренной ситуации, за счет внутренних качеств, а также задействования внешних механизмов.
Источник: 1in.am