Наблюдения пользователей сети о том, как мы, армяне, празднуем святую Пасху, весьма неоднозначные, что неудивительно. Многие наши сограждане и тут умудрились сделать из еды культ и ничего кроме чувства неловкости и даже стыда это не вызывает. Ведь в святой день вполне можно было бы обойтись без показухи.
“Любят все же наши люди делать из всего банкет, — делится впечатлениями в ФБ Мариам Манукян. — В предпасхальный день прошлась по магазинам. Суета очень напоминала предновогоднюю. Закупы делают такие, что страшно делается. Какой-то господин, явно из шибко зажиточных, брал “стерлядь” (стерлядь то бишь), сыры разносольные, пару ананасов прихватил и еще каких-то фруктов экзотических. Так и хотелось поинтересоваться, знает ли он вообще о воскрешении Христовом и о том, за что был распят спаситель? За грехи наши, среди которых не на последнем месте чревоугодие”. “Мне нравится, что люди стали уделять этому дню особенное внимание, но все же местами нашим согражданам явно недостает чувства меры, — пишет Карина К. — Чуть ли не баулами скупают супермаркетное добро. Зачем? Ведь нужны всего лишь пасхальное яйцо, зелень, рыба (причем необязательно дорогущая), рис, вино…” “Быть христианином не значит принять христианство первым или последним, не значит биться пасхальными яйцами или возводить 33-метровый крест… Не значит быть крещенным, цитировать Библию, зажигать свечу в церкви или указывать на чужие грехи, — считает Карен Арутюнян. — Христианин — это носитель христианских ценностей, тот, кто ими руководствуется. Для этого необязательно исповедовать религию, нужно просто быть таким и так жить. Христианство — это система ценностей, которую нужно принимать как есть с учетом временных реалий и вызовов. Хорошо бы, чтобы сами христиане иногда обо всем этом задумывались…” Противоречиво, не правда ли? Особенно тезис “чтобы быть христианином, необязательно исповедовать религию”. Ведь если, как пишет автор, христианство — это система ценностей, то прописана она должна быть именно в Библии. И когда ты принимаешь ее и все, что прописано в ней, то не христианин ли ты по вероисповеданию? Впрочем, богословие — наука сложная и на звание эксперта в ней мы не претендуем. А вот с утверждением о том, что у верующего человека атрибутика должна быть на последнем месте, не согласиться сложно. Возвращаясь к предпасхальному ажиотажу, пожалуй, стоит добавить, что, какой бы ни была мотивация наших сограждан, все же отрадно видеть, как их тянет в церковь, как свечки зажигают и радуются пасхальному застолью. Возможно, со временем шелуха, мишура и показуха отойдут и останется разумное, доброе, вечное. Будет в чести, наконец, скромность. А дорогую рыбу на Пасху если и будут покупать, то не для того, чтобы продемонстрировать свой достаток, а просто потому, что смогут себе ее позволить. С праздником!
«Новое время»