Популярная российская газета «Наша версия» в номере от 23 марта опубликовала статью под заголовком «Идолы со свастикой. В России героизируют нацистских преступников?» за авторством некоего Сергея Веремеева. «Большое беспокойство вызывает тот факт, что сегодня российские СМИ и культурное пространство нашей страны могут стать каналом, преподносящим преступников как героев», пишет автор, объясняя далее источник своего «большого беспокойства».
Выясняется, что речь идет о состоявшейся еще в 2013 году презентации фильма о Гарегине Нжде, а также опубликованном в декабре в «Литературной газете» интервью с послом РА Олегом Есаяном. Веремеева до глубины души возмутили следующие слова посла: «Выдающийся сын нашего народа Гарегин Нжде считал, что «главным законом жизни является борьба как средство самосовершенствования личности, общества и государства. Эта борьба выражается в неуклонном стремлении к прогрессу страны и народа». На основании мероприятия двухгодичной давности и одного предложения армянского посла и делается вывод о том, что в России, дескать, есть угроза «героизации нацистских преступников» — в лице Гарегина Нжде и Драстамата Канаяна.
Данное издание позиционирует себя как «Общероссийская газета независимых журналистских расследований» и выходит весьма солидным тиражом. Тем более обидно, что популярная российская газета публикует самый настоящий пасквиль антиармянского характера, из которого торчат уши азербайджанской пропагандистской машины. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что в претендующем на «историческое расследование» материале приводятся ссылки всего на двух исследователей — известного отрицателя Геноцида армян Эрика Файгла и прославившегося своими армянофобскими опусами азербайджанского «ученого» Ровшана Мустафаева.
Активная работа азерпропа в российском медиаполе с понятным антиармянским уклоном давно не является секретом, как общеизвестны и методы проталкивания подобных публикаций в различные СМИ. Весьма любопытно, что нам не удалось найти других статей «Сергея Веремеева» не только в «Нашей версии», но и в целом в Интернете. Одно из двух: либо данного автора специально наняли для написания этого пасквиля, либо это просто фейк, выдуманный для того, чтобы поставить хоть какую-то подпись под сварганенной в недрах азерпропа статейкой. Не случайно сразу после публикации на бакинских сайтах начали появляться статьи со ссылками на нее и с упоминанием Веремеева. Не менее примечательно, что автором их является штатный сотрудник азербайджанской пропаганды, специализирующийся на армянофобии Арье Гут.
Оставим неизбежный ответ мифическому Веремееву и его заказчикам профессионалам-историкам. С другой стороны, констатируем, что авторитетное московское издание публикует крайне спорную и одностороннюю статью, не задумываясь о соответствии приведенных в ней фактов исторической истине. Чего стоит одно только утверждение о том, что солдаты «Армянского легиона» «участвовали в карательных акциях на оккупированной гитлеровцами территории, в уничтожении евреев и цыган» не только без каких-либо ссылок на источники, но и с весьма красноречивой «научной» оговоркой «по всей видимости». Бакинские пропагандисты, «по всей видимости», и здесь не изменили излюбленной привычке оперировать голословными утверждениями.
Вообще азербайджанский след в статье выпирает настолько явно, что вопрос о заказчике статьи отпадает сам собой. К примеру, опять-таки не утруждая себя ни единой ссылкой на мало-мальски авторитетный источник, Веремеев утверждает, что после революции 1917 года «Нжде занялся формированием «армянской национальной армии», тут же устроившей войну с азербайджанцами». И патетически восклицает: «То, что творил в отношении них Нжде и его сторонники в Ведибасаре, Восточной Анатолии и Нахичевани, вполне может называться кровавыми этническими чистками». Не менее показателен в этом контексте и выбор двух единственных авторов в качестве источников исторической аргументации. Австриец Файгл, повторюсь, известен в первую очередь отрицанием Геноцида армян, его позиция в этом вопросе многократно подвергалась критике со стороны авторитетных ученых-геноцидоведов. Ну а о Мустафаеве и говорить не приходится, достаточно привести названия двух его «исследований»: «Хронологическая энциклопедия об армянском терроре и преступлениях бандитских формирований против человечества (XI-XX вв.)» и «Марш смерти: Преступления армянства против еврейского народа».
Если г-н Веремеев существует на самом деле, а не является выдумкой азерпропа, хотелось бы узнать — почему из огромного множества работ на данную тему он выбрал именно этих одиозных авторов?
«Сегодня в Армении, считающейся близкой союзницей России, создан масштабный культ Дро и Нжде. В их честь чеканят памятные монеты, снимают художественные и документальные фильмы, а в Ереване именем Гарегина Нжде названа площадь. Подчеркнем: культ осуществляется не силами каких-то маргинальных политических группировок – за этими действиями стоит государство» — сокрушается Веремеев, кликушествуя, что, вот, дескать, «никакой реакции на эту открытую реабилитацию сотрудничавших с нацистами преступников нет до сих пор. Более того, сегодня это пытаются распространить на территорию России». Если автор статьи и его хозяева забыли, Армения — суверенное государство, которое само решает, кого из исторических деятелей возводить в национальные герои и чей профиль чеканить на монетах. А вот самому Веремееву, как и в целом редакции «Нашей версии», не мешало бы знать, кто возведен в национальные герои Азербайджана. К их сведению, это убийца-рецидивист Рамиль Сафаров — офицер армии Азербайджана, 19 февраля 2004 года ночью прокравшийся в комнату спящего армянского офицера Гургена Маркаряна и зарубивший его топором. Произошло это в Будапеште, на курсах НАТО, и тогда это преступление потрясло всю Европу.
Впрочем, Веремеева на самом деле интересует отнюдь не опасность неонацизма. Его единственная цель — опорочить Армению и внушить российскому читателю мысль о том, что в стране — союзнице России «реабилитируют фашизм». При этом он не гнушается даже ссылками на некое мифическое письмо ветеранов ВОВ в адрес В. Путина, в котором ветераны якобы возмущаются показом (повторю — двухлетней давности) в Москве фильма о Гарегине Нжде и пишут следующее: «С болью в сердце приходится наблюдать за тем, как в Республике Армения подвергается искажениям историческая правда и неустанно осуществляется возвеличивание коллаборационистов. (…) Но этим фашистским холуям, которые бесчинствовали, насиловали, убивали мирное население, нет оправдания…». Опять-таки ни единой ссылки на источник данного письма, а также ни единого имени не приводится.
Вся эта галиматья, преподносимая «Нашей версией» как «независимое журналистское расследование», на самом деле представляет собой откровенно заказной материал со столь же очевидными целями. Мы не будем взывать к совести автора, позволяющего себе порочить армянский народ, вклад которого в Великую Победу не нуждается в каком-либо доказательстве. Мы всего лишь выразим сожаление тем фактом, что редакция уважаемого издания опустилась до публикации сварганенного в Баку пасквиля, вполне тянущего к тому же на разжигание межнациональной розни и пропаганду вражды. А жаль. Опора на фейков и падких на нефтедоллары холуев алиевского режима — не лучшее средство подтверждения собственной «независимой» репутации.
«Голос Армении»