Излишне описывать, в какой период времени мы живем сейчас в плане развитий внутри Армении, внутри Армянства, включая Диаспору, и вообще общемирового масштаба. Многочисленные поводы есть, чтобы об этом говорить, слушать, писать. В настоящее время в мире и вокруг Армении происходят процессы переоценки всего и вся, почти революционные изменения. У всех у нас перед глазами, что происходит, к примеру, в Римско-Католической Церкви. Мы видим столкновения цивилизаций, цивилизационные кризисы в разных регионах. Все это вырисовывает новые вызовы и задачи, связанные с судьбой Армении.
В конце концов, в решении этих задач чрезвычайно велика роль самой Армянской Апостольской Церкви – как носителя и составляющей армянской идентичности, как одной из общенациональных структур, имеющей обязанность и ответственность в том, чтобы играть роль в общественной и государственной жизни. В то же время, чтобы подвергнуть переоценке, переосмыслению роль в этом, сделать ее адекватной новым задачам и вызовам, сменить практику инертности и угодничества властям на нацеленность на насущные общественные интересы и задачи. От этого и зависит будущее Армянской Апостольской Церкви как структуры, а также будущее самого Армянства – как субъекта на карте мира, имеющего статус Государственности.
В этом контексте сегодня просто очевидна необходимость внутренней реформации Церкви, что даст возможность ААЦ в максимально динамичном мире быть максимально гибкой, не нуждаться в том, чтобы стать придатком властей или олигархического класса, выступать в качестве самостоятельной структуры, субъектом диалога у которой является обычный гражданин Республики Армения, которая должна договориться с этим гражданином о новых приоритетах этого диалога и дальнейшего совместного хода, о новых направлениях и задачах, о горизонтах нового взгляда на меняющиеся реалии.
И только в этом случае будет возможно считать общенациональные собрания и мероприятия историческими, даже если не будут заключения и резолюции. Возможно, что на таких собраниях и будут обязательно обсуждены такого рода вопросы, но тут очень важно их формулирование в рамках повестки, чтобы сигнал их историчности для общества стал осязаемым, дошел до общества, заинтересовал общество. И Церковь, в свою очередь, чтобы стала максимально ответственной в отношении своей инициативы и своей же последующей деятельности, в отличие от сегодняшней позиции – подчиненной, угодной властям.
Источник: 1in.am