Армянин из Аргентины Ари Ачян в 2010 г. переехал в Армению. Его детская мечта жить здесь уже стала реальностью. Когда Ари был маленьким, в Аргентине было принято обмениваться письмами со своими сверстниками из других стран. В 12 лет он отправил в Армению письмо, в котором написал, что когда-нибудь обязательно приедет сюда, будет играть за армянскую сборную по футболу и станет президентом Армении.
По специальности Ари архитектор, работает в международном аэропорту “Звартноц”. Когда он еще жил в Буэнос-Айресе, компания, в которой он работал, получила заказ на строительство квартир в Замбии. Руководство решило командировать туда Ари, но он отказался, так как единственной страной, в которую он был готов переехать, была Армения. Ему удалось найти работу по специальности и обосноваться в Армении.
Здесь Ари женился на Наири Абрамян, которая по специальности тоже архитектор. Наири переехала из Ирана в Армению в 2002 г., так как решила получить высшее образование в Ереване. Через два года в Армению переехали ее мать и сестры. А отец регулярно приезжает сюда по делам.
“Многие приезжают, разочаровываются и уезжают обратно. Но были причины, которые удержали нас здесь”,- говорит Наири. Прожив 17 лет в Иране, она никаких трудностей в Армении не испытала, как будто всю жизнь жила в этой стране. В Армении Наири особенно нравится свобода, ведь Иран – мусульманская страна, где женщинам приходится очень трудно.
Ари признается, что после переезда в Армению его представления о патриотизме изменились. В Диаспоре Армения представляется раем, и многие негативные явления зарубежные армяне или не замечают, или оправдывают из-за ностальгии.
“Раньше мой патриотизм сводился к требованию наших земель, решению проблем Карабаха, Нахичевана, Джавахка. Сейчас я говорю: надо сменить это правительство, чтобы народ имел работу, мог развиваться,- объясняет Ари. – Пенсионер не может получать 12 тысяч драмов, это безобразие. Но при этом депутат, который ездит на машине стоимостью 150 тысяч долларов, заявляет: у нас нет бюджета. Эмиграция достигает огромных машстабов, но им как будто нет дела до этого”.
Ари восхищен своими соотечественниками, которые стремятся изучить иностранные языки, получают хорошее образование за рубежом. Именно они, по его мнению, должны вернуться на родину и внести изменения, но многие, разочаровавшись, уезжают, так как сталкиваются с несправедливостью, взяточничеством.
“Я преподаю в “Тумо” и радуюсь, когда обучающиеся там дети, а они гении, едут учиться за границу. Но мне бывает очень больно, когда они остаются там. И таких случаев тысячи”,- говорит Ари.
Супруги переживают из-за того, что за эти годы большинство их друзей покинуло страну, из-за чего их окружение уменьшилось.
“Я начинаю думать: может, я ошибся, приехав в Армению? В Аргентине я оставил очень многое, между тем местные уезжают отсюда. Тогда что я здесь делаю, ведь я чужой? – говорит Ари. – И хотя Армения похожа на огромную семью, а я считаю себя членом этой семьи, в глубине души я чувствую себя чужим. И я думаю: может, я ошибся, приехав в Армению…?”
Семья Ари продолжает жить в Аргентине. Он скучает по родным, но считает, что раз принял решение, значит должен его выполнять. Ари и Наири признаются, что они очень привязаны к этой стране, народу, хотят продолжать здесь жить, начать собственное дело. Они хотят открыть дизайнерскую студию, но не хотят видеть, как люди постепенно покидают страну.
“Невозможно, чтобы наши власти были такими безграмотными. Наша нация – одна из самых умных, но у нас самые безграмотные депутаты, самые безграмотные министры. Вот этого я не могу понять,- говорит Ари. – Но мы не теряем надежду, тем более что я связываю большие надежды с новым поколением, которое очень умное, развитое, имеет вкус. Ум есть, талант есть, но советское мышление все еще сохраняется. Говорят, взяточничество существует во всем мире, но если продолжать так оправдывать ситуацию в стране, здесь ничего не изменится. Надо изменить мышление”.
Ари с восхищением говорит об армянских детях, которые, по его словам, очень образованы и воспитаны, с уважением относятся к старшим. В ходе беседы Ари несколько раз подчеркнул, что очень любит живущих здесь людей, но попросил меня разграничить простой народ от правительства, чиновников и олигархов. По его словам, работающие с ними рабочие, обладают высокими человеческими качествами и, несмотря на свои многочисленные проблемы, всегда с улыбкой общаются с тобой.
“Я живу здесь уже пятьлет, но каждый раз, слыша на улице армянскую речь, прихожу в восторг, просто схожу с ума. Тоска по армянскому языку, которую я испытывал в Аргентине, где не слышал армянскую речь, до сих пор заставляет меня прислушиваться к разговору на армянском. Поэтому я прихожу в бешенство, когда слышу русскую речь”,- признается Ари. Он нашел свой вариант решения этой проблемы. В офисе Ари установил стеклянную тару, в которую сотрудники должны бросать 10 драмов за каждое сказанное ими слово на русском языке. Ари утверждает, что сейчас его коллеги начали избегать использования иностранных слов.
“Я остаюсь здесь, так как надеюсь на перемены, надеюсь, что сюда приедет еще больше зарубежных армян, которые привезут с собой новое мышление”,- отметил в заключение Ари.
Источник: hetq.am