В начале мая Серж Саргсян и армянские патриархи соберутся в Вашингтоне, где 7 мая состоятся крупные мероприятия к 100-летию армянского геноцида и могут прозвучать важные заявления. В мероприятиях ожидается участие Барака Обамы.
По данным армянских диаспорских организаций, в Конгресса и Сенате США находятся проекты резолюций, которые могут содержать определенные требования к Турции. Например, известно, что в прошлом году в Конгресс поступил законопроект о требовании к Турции вернуть имущество христианских народов, отнятое во время и после Первой мировой войны.
На днях парламент Уругвая выступил с беспрецедентным заявлением. Первым признавший геноцид 50 лет назад Уругвай к 100-летию геноцида призвал Турцию, которая «национализировала историческую родину армян», вернуть «исторические земли армян».
Ранее Европарламент в своей резолюции призвал Турцию начать инвентаризацию культурного наследия и имущества, отнятого у армян во время геноцида.
Такие заявления делаются впервые, но они, безусловно, могут остаться на бумаге, как Арбитраж Вильсона или Севрский договор. Однако, судя по некоторым признакам, на Западе принято некое решение по поводу Турции и России, и в этом решении Армянский вопрос является важной составляющей.
Многие армяне не особенно воодушевлены этим, поскольку считают, что от подобного решения могут пострадать армяне – и не только те, кто живет сейчас в Турции, но и в Армении. Нередко можно услышать, что если на Турцию и Россию надавят слишком сильно, то война неизбежна. И людям сложно сделать выбор – поддержать решения по «использованию Западом армянского вопроса против Турции и России», которые могут привести к желаемому для армян результату, но чреваты войной, или довольствоваться тем, что есть, и ничего не менять.
Гарантий того, что войны не будет, никто не даст, потому что потенциально войну могут начать и Турция, и Азербайджан, и Россия. Могут быть только определенные механизмы сдерживания – например, членство Турции в НАТО вот уже много лет тормозит милитаристские и экспансионистские устремления Турции. Рычаги воздействия на Азербайджан тоже есть – это и нефтяные проекты, и ряд других инструментов. А вот, рычагов воздействия на Россию не видно.
Армения и армяне оказались на лезвии бритвы – с одной стороны, условия для выгодного решения Армянского вопроса благоприятные как никогда, с другой – решение вопроса со стороны Запада может вынудить Россию прибегнуть к жестким действиям, вплоть до военных. Если прибавить ко второму традиционное тяготение армянского руководства к России и нежелание тормошить питательное «болото», можно полагать, что страх перед войной и переменами окажется сильнее. Пусть лучше все останется как есть…
Так же, как 100 лет назад, правда, тогда война все-таки случилась, был осуществлен геноцид, потеряна историческая родина. Но сейчас все немного иначе — если Запад действительно принял решение по поводу Турции и России, то на сей раз у армян никто спрашивать не станет.
Источник: «Лрагир.ам»