Домой Аналитика и Геополитика «Да, это – Геноцид»: Кристиан Аманпур в эфире CNN побеседовала с послом...

«Да, это – Геноцид»: Кристиан Аманпур в эфире CNN побеседовала с послом Армении в Великобритании

220
0

«Да, это – Геноцид»: Кристиан Аманпур в эфире CNN побеседовала с послом Армении в Великобритании«Дорога вперед ведет через истину», – о массовых убийствах армян, начавшихся 100 лет назад, сказал посол Армении в Великобритании Армен Саргсян Кристиан Аманпур в эфире телеканала CNN.

На этой неделе отмечается день памяти более миллиона армян, убитых в Османской империи. Долгое время было предметом спора то, как это называть. Таким образом, что означает слово «геноцид»? Сегодня мы называем геноцидом то, что произошло в нацистских лагерях смерти, но прежде этого слова не существовало. Этот термин ввел польский еврей Рафаель Лемкин, который потерял дорогих людей и вообще все. В 1944 году он написал книгу о нацистах, в которой использовал греческое слово genos, означающее «род» с латинским словом cide, означающим «убивать». В подростковом возрасте Лемкин из новостей узнал, что турецкое правительство убивает своих армянских граждан-христиан, по словам правительства это было подавлением восстания армян, и в течение восьми лет турки убили и высылали один миллион армянских мужчин, женщин и детей. До настоящего дня турецкое правительство не признает, что резня была Геноцидом. Мой гость – посол Армении в Великобритании Армен Саргсян. Добро пожаловать.

– Спасибо за приглашение.

То, что происходит, это последовательная борьба. Имеет ли значение, как это называют?

– Конечно, имеет, так как человеческие жизни – это не пустые слова, во многих случаях слова таят очень глубокий смысл, как, например, слово «честь» или «страдание», «любовь», «человечество», «геноцид». В случае армян слово «геноцид» означает 100-летняя несправедливость, 100-лтние страдания, отрицание и воспоминания о произошедшем.

Президент и бывший премьер-министр Турции Эрдоган сделал сравнительно больше в плане признания этих страданий, хотя он пока не использовал слова «геноцид». Как Вы на это реагируете?

– Вообще, я считаю это положительным, но, как политический деятель или посол, а как армянин я считаю, что это – один шаг вперед и два назад, так как в конце дня говорить истину, к тому же – неполную истину не приносит пользы.

А также, господин посол, не только турецкое правительство, но и здесь – в Великобритании, и в США не произносят этого слова. И сейчас я хочу Вам показать, что сказал министр иностранных дел Турции в этой связи неделю назад: «Мы не отрицаем, что погибли люди. Но мы не можем это охарактеризовать как геноцид. И это занятие не для политиков и правительств – решать, было ли это геноцидом или нет».

– Это слово достоверно описывает действительность. Так как он был организован турецким правительством – как депортация армян из Восточной Анатолии и из всей Османской империи – с целью уничтожения всей нации. И нет иного такого слова, чтобы описать это. И не имеет значения – был ли уничтожен один миллион или полтора миллиона людей, или даже двести тысяч, как мы недавно увидели в Европе. Я хотел бы напомнить, что Великобритания пока не признала, но есть 30 стран, которые признали Геноцид, а также и Европарламент, и их число с течением времени увеличивается.

Каковы Ваши отношения с турецкими чиновниками, когда Вы с ними встречаетесь?

– Я из редких армян, путешествующих по Турции. У меня там есть друзья, многие из представителей интеллигенции. Я хочу Вам сказать, почему слово «геноцид» так важно. В первую очередь оно представляет истину. А во-вторых, они важно для армян, чтобы помнили о том, кто они.

Вы не считаете, что для молодого поколения важна идея о том, чтобы двигаться вперед?

– Есть необходимость в том, чтобы двигаться вперед, но дорога лежит через истину. Когда ты отрицаешь истину, когда ты в финансовом секторе экономики не говоришь правду, это приводит к экономическому кризису, точно так же и в окружающей среде, в случае воды и пищи. Когда говорят, что Геноцида армян не было, это приводит к плохим последствиям. Например, слова немецкого лидера: кто сейчас помнит о Геноциде армян, давайте сделаем то же самое или еще худшее в отношении шести миллионов евреев.

В таком случае позвольте спросить: Вы говорите, что все больше стран начинают признавать Геноцид армян. А турецкое правительство и народ на этой недели отмечали день битвы при Галлиполи, в этих торжествах приняли участие принц Чарльз и другие руководители. Каков Ваш резонанс в связи с этим?

– В первую очередь, это не моя задача – комментировать поступки принца. Вопрос не в Галлиполи и не в его памяти, а в том, что в этом году дата празднования была перенесена с обычной своей даты на 24 апреля, и я считаю, причина этого ясна всем. Я бы назвал это малой политикой. Ты можешь маневрировать, играть в политику, но ты также можешь править и руководствоваться истиной, и это то, чего хотим все мы – и армяне, и турки. Я хочу сказать вам одну очень важную вещь. Мы – армяне, не только жертвы Геноцида, но и заложники Геноцида, и мы никогда не должны позволить, чтобы он вновь повторился. И это по той причине, что армяне сражались в Нагорном Карабахе, не только по той причине, что сражались за правое дело, о также и из-за того, что не хотели допустить еще одного геноцида. А другими заложниками являются турки – заложники отрицания.

Спасибо, господин Саргсян, за то, что Вы были с нами.